Логотип

Архитектура Старого Арбата

Первое упоминание в летописи топонима Арбат восходит к 1493 году, когда здесь, от оставленной в деревянной церкви Николая Чудотворца на Песках свечи начался страшный пожар, от которого выгорела почти вся Москва.
В 1932 году каменную церковь, стоявшем на этом месте снесли, построив многоэтажный жилой дом.
Точное происхождение название улицы неизвестно — ни одна из версий не имеет убедительного перевеса.
Наиболее распространены версии происхождения слова Арбат:
— от русского «горбат» — улица имеет несколько изгибов, обусловленных скорее всего неровностями местности; однако вероятность такой трансформации сомнительна;
— от арабского «арбад» («рабад») — «пригород»; действительно, Арбат служил пригородом, примыкавшим к стенам Белого города, но — причём тут арабы?!;
— от тюркского «арба» — телега, возможно, здесь находились тележных дел мастера, выходцы с Востока. Такие телеги до сих пор чрезвычайно популярны и колесят по пыльным просторам Средней Азии, но от Москвы это далеко.
Арбатом называлась не только улица, но и вся местность от стен Кремля до современного Садового кольца.
С XVI века на Арбате и в его переулках жили и трудились ремесленники, о чем свидетельствуют «говорящие» названия переулков. Плотников переулок заселяли плотники, Серебряный — мастера серебряных дел, Денежный — работники Государева денежного двора. Застройка Арбата после пожара 1812 года небольшими одно- и двухэтажными особняками с бельэтажом и мезонином, утопающими в садах выявило новое — аристократическое лицо Арбата. В конце XIX века на Арбате появляется всё больше доходных домов, гостиниц с ресторанами, лавками и магазинами. Арбат заселяют фабриканты, банкиры, юристы, ученые, профессоры и преподаватели различных учебных заведений, художники, а также чиновники всех мастей. По достоинству оценила прелести этого тихого района, без промышленных предприятий и транспортных магистралей, советская партийная, военная и хозяйственная элита — то тут, то там попадаются запрятанные в глубине зеленых дворов кирпичные дома, построенные в 1970–1980 годы для работников ЦК КПСС и Совмина.
Период увлечения конструктивизмом 1920—30-х гг. нашёл своё печальное отражение в облике Арбата — новые дома в стиле конструктивизма, на месте снесённых исторических, помимо известного пролетарского аскетизма в формах и деталях, имели унылую серую окраску, которая сохранилась и доныне.
В 1974 году началась разработка проекта превращения Арбата в пешеходную улицу. Первая стадия реконструкции Арбата была завершена к 1985 году. Фасады домов выкрасили разноцветными красками — розовой, желтой, голубой, зеленой. В 1986 гг. на Арбате была создана пешеходная зона, с обилием маленьких магазинов, кафе и ресторанов, с оживлённой торговлей сувенирами прямо на улице — то, что мы имеем сегодня. Первая пешеходная улица в Москве, Старый Арбат — в последние два десятилетия стала одним из популярных мест среди российских и иностранных туристов. О сохранившихся памятниках архитектуры Старого Арбата и людях, проживавших в этих домах, мы расскажем дальше с использованием статьи известного библиографа-москвоведа В. Сорокина «Памятные места заповедного Арбата».

Вход в метро «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии)
Воздвиженка ул., 11
Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года. Архитекторы станции Л. М. Поляков, В. В. Пелевин.
Наземный вестибюль проектировали архитекторы Л. М. Поляков, Ю. П. Зенкевич.

«Нигде кроме, как в МОССЕЛЬПРОМЕ»
Калашный переулок, 2/10, метро «Арбатская»
Дом Моссельпрома — один из первых многоэтажных домов, построенных в Москве после Октябрьской революции. 8 этажное здание с 11-ти этажной башней было построено в 1923 году архитектором Д. Коганом.
Торчащие, как рёбра, грани башни, предельный аскетизм в архитектурных решениях невольно взывают к образам Хиросимы, только что пережившей бомбёжку. Трапециевидное в плане здание отличается полным отсутствием архитектурных излишеств — гладкие стены с узкими окнами, гранёная башня и т. д. Единственное украшение здания — восстановленные на фасаде надписи, времён бессмертного слогана Маяковского. В 1964-1969 гг. здесь жил в филолог академик В. В. Виноградов. Учреждён Моссельпром — Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельско-хозяйственной промышленности — был в 1921 году, ликвидирован в 1937 году. Находящийся по соседству ресторан «Прага» в этот период служил столовой для работников Моссельпрома.

Кинотеатр «Художественный»
Арбатская площадь, 14, метро «Арбатская»
Здание «Художественного электротеатра» со зрительным залом на 400 мест было открыто в ноябре 1909 г. Архитектор Н. Н. Благовещенский.
Вскоре «Художественный» приобрел знаменитый кинопредприниматель Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945 гг.), построивший в 1908 г. первую кинофабрику, позднее ряд кинотеатров. Перестроить кинотеатр он доверил одному из самых известных архитекторов XIX века Федору Осиповичу Шехтелю, мастеру архитектуры в стиле модерн. Новый кинотеатр «Художественный», перестроенный в 1912-1913 гг. отличался различными усовершенствованиями: вентиляцией, паровым отоплением, перекрытиями из бетона. Зрительный зал включал 925 мест.
После революции здесь собиралась советская интеллигенция.
Здесь 28 декабря 1925 г. при просмотре ленты «Броненосец Потемкин» официально объявили о самоубийстве Сергея Есенина. В 1955 г. кинотеатр «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром Москвы,
и вплоть до постройки в 1961 г. киноконцертного зала «Россия», он был лучшим в городе.

Площадь Арбатских ворот
Арбатская площадь возникла в конце XVIII века после того, как была разобрана стена Белого города. Ранее на этой территории, между Калашным переулком и проездом под стеной Белого города, окруженная дворами, стояла церковь святых Благоверных Князей Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Первое упоминание о ней относится к 1483 году. В 1764 году была перестроена архитектором К. И. Бланком.
Разрушена в 1930 году. На этом месте 15 мая 1997 г. установлен памятный знак перед кинотеатром «Художественный». В сквере, огороженном оградой, между кинотеатром и улицей Воздвиженка некогда стоял
особняк 1777 года постройки камер-юнкера В. С. Васильчикова (Воздвиженка ул., 13).
Также, как и кинотеатр «Художественный», фасадом он был обращён к площади Арбатских ворот, однако, в отличие от хонжонковского детища ему повезло меньше — в 1941 году он был разрушен прямым попаданием фашистской бомбы.

«Дом Дружбы с народами зарубежных стран» (Особняк купца А. А. Морозова)
Воздвиженка ул., 16
Необычное здание «Дома Дружбы с народами» — первое, что попадается на глаза выходящим из станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Построен архитектором В. А. Мазыриным в 1895-1899 гг. для купца Арсения Абрамовича Морозова, после посещения последним Португалии.
Особняк выстроен в виде миниатюрного средневекового замка в духе ренессансного португальского зодчества стиля «мануэлино» (широко используются живописные детали декора — раковины, карабельные канаты и др.).
Фасад здания украшают торжественный вход в виде подковы и две романтические башни с кружевным аттиком и решеткой балкона.
Землю под этот особняк купила мать купца — Варвара Алексеевна Морозова (в девичестве — Хлудова), известная меценатка, владелица Тверской мануфактуры, и подарила сыну на 25-ти летие.
По преданию, мать увидев творение сына, произнесла в сердцах:
«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва!». 31 марта 1959 года здесь открылся «Дом Дружбы с народами зарубежных стран».

Метро АрбатскаяНаземный вестибюль станции метро «Арбатская» (Филёвской линии)
Арбатская площадь
Наземный вестибюль метро «Арбатская» Филёвской линии был открыт 15 мая 1953 года. Архитектор Р. С. Теплицкий. В плане имеет вид пятиконечной звезды.

 

 

 


Храм-часовня во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба
Арбатская площадь
Сооружена в 1997 году, объявленном в России годом примерения и согласия, в пределах исторического места размещения храма во имя Святых Бориса и Глеба.

 

 

 

 

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю на Пречистенском бульваре
Арбатская площадь, начало Пречистенского бульвара, метро «Арбатская»
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Н. В. Томского был открыт в 1952 году в начале Пречистенского бульвара.
С 1909 по 1951 годы на этом месте находился другой памятник Гоголю, работы Н. А. Андреева (архитектор Ф. О. Фехтель), который власти перенесли во двор дома А. П. Толстого, где Николай Васильевич провёл последние месяцы своей жизни (Никитский бульвар, 7).

Здание бизнес-центра
Арбат ул., 1
Здание 2000—2004 гг. постройки, архитектора М. М. Посохина визуально «закупорило» старинную улицу, уничтожив последний дом из утраченного ансамбля Арбатской площади, где с 1860 года жил А. Г. Столетов.

Ресторан «Прага»
Арбат ул., 2
Своим рождением в 1870-х гг. ресторан «Прага» обязан необычайно предприимчивому купцу Тарарыкину, открывшему на первом этаже недорогой трактир «Прага», основными посетителями которого стали извозчики с Арбатской площади.
Выиграв левой рукой на бильярде в 1896 году весь дом, Тарарыкин решил сделать на этом месте первоклассный ресторан.
Перестройку здания он заказал одним из лучших московских архитекторов стиля модерн Льву Кекушеву и Адольфу Эрихсону.
Лепнина, позолота, бронза, зеркала щедро украсили небольшие залы ресторана и бильярдных. На крыше был устроен летний сад, откуда открывались прекрасные виды на Арбат. После революции ресторан был национализирован, в нём открыли «общедоступную столовую
Моссельпрома».
В 1930-е гг. здесь была спецстоловая, в которой обедали охранники Сталина. После капитального ремонта в 1954 году ресторан «Прага» вновь был открыт для широких масс. Последние десятилетия логотип на фасаде здания с циркулем и мозаичным скорпионом красноречиво свидетельствует о принадлежности ресторана к торговой империи, куда входят Черкизовский рынок, гостиница, типография и многое другое.

Следующее за рестораном здание, дом№4 – памятник архитектры XIX-го века, принадлежавший дворянам Заважским, близким родственникам Натальи Гончаровой.

Подмигиваем симпатичной буренке, с которой любят фотографироваться  дети. Это не памятник, а всего лишь реклама ресторана быстрого питания «Му-му», однако в общий рисунок Арбата, буренка вписалась неплохо. 

Магазин фирмы «Союз»
Арбат ул., 6/2
Угловое здание, в котором долгое время находился музыкальный магазин
фирмы «Союз». С конца 2007 года здание находится на реконструкции.

Культурный центр Украины
Арбат ул., 9, стр. 1
В начале XX века в этом доме находилось кафе «Арбатский подвал»,
завсегдателями которого были поэты, литераторы, художники.
В начале 1930-х гг. работал магазин «Украинская книга», что дало повод
правительству Украины ходатайствовать в мае 1993 года о передаче этого дома  для реконструкции под Культурный центр Украины.
После реконструкции и строительства с мая 1994 по июль 1998 года,
27 ноября 1998 г. состоялось официальное открытие Культурного центра в Москве. Здесь проходят концерты, выставки, литературные вечера, встречи с учёными, деятелями культуры, «круглые столы» и лекции, что позволяет украинской диаспоре чувствовать себя в Москве неотделённой от национальной культурной среды.
Москвичи и гости столицы могут здесь познакомиться с культурной жизнью современной Украины и её историей.
Как и прежде, работает магазин «Украинская книга», студия звукозаписи, кафе.

Торговый центр «Старая улица»
Арбат ул., 10
Дом современной постройки.
Ранее на этом месте располагались доходные дома Тоон, построенные в 1905 году архитектором Н. Г. Лазаревым.

Здание ломбарда
Арбат ул., 11
Бывшее здание ломбарда.
В 1870-х гг. здесь жил электротехник В. Н. Чиколев, работавший над созданием моделей дуговых ламп и над теорией прожекторного освещения.

 

 

Место, где родился Александр Васильевич Суворов
Арбат ул., 14-16/2, стр. 3
Вот что сообщает П. В. Сытин в «Истории московских улиц»:
«В начале XVIII века здесь, на месте забора современного дома № 14, находился дом санкт-петербургского ландрихтера Ф. С. Манукова, отданный им в 1728 г. в приданое дочери, вышешей замуж за поручика Преображенского полка В. И. Суворова. Предполагают, что здесь 13 октября (по старому стилю) 1729 г. родился А. В. Суворов».
Сейчас на месте рождения гениального русского полководца Александра Васильевича Суворова (1729-1800 гг.) довольно своеобразное одноэтажное здание, в котором 20 лет находится ресторан с лаконичным названием «Русь». Недавно владелец последнего, с целью увеличить полезную площадь, приспособил под нужды общепита и крышу здания.
Лишь посетители крыши имеют возможность любоваться садом, который расположен по другую сторону глухой стены с колючей проволокой, примыкающей к ресторану слева.

«Стена мира»
Арбат ул., 14-16/2, стр. 3
Между домами 14 и 16/2, стр. 3 находится обширный сад, отделённый от Арбата стеной с ажурной решёткой поверху и запрещённой к применению колючей проволокой «Спиралью Бруно».
Чтобы скрасить горечь недоступности уголка живой природы, его стены разукрашены граффити, нанесённой на керамическую плитку.

Жилой дом
Арбат ул., 13
В разные годы в доме № 13 жили: оперная артистка, заслуженная артистка республики Э. К. Павловская, ее искусство высоко ценил П. И. Чайковский; в 1905—1909 гг. — художник А. В. Моравов, впоследствии академик Академии художеств СССР.

Жилой дом
Арбат ул., 15
В стоявшем здесь двухэтажном доме была маклерская контора А. Хлебникова, в которой 23 января 1831 году Александр Сергеевич Пушкин оформлял документы о найме квартиры в доме Н. Н. Хитрово (Арбат ул., 53).
В 1910 г. вместо двухэтажного дома был построен шестиэтажный, в котором находился известный книжный магазин Путиловой «Московский».
Сейчас первый этаж занимает круглосуточная сетевая аптека.

Фрагмент кладки колокольни храма Николы Явленного
Арбат ул., 16
Палатки общепита практически закрыли стену между домами 16/2, строение 2 и 16/2, строение 3 с фрагментом фундамента колокольни храма Николы Явленного, построенного в 1639 году. Храм был разрушен в 1931 году.

Малый Николопесковский переулок
Арбат ул., между домами 16 и 18
Назывался также Мертвый переулок.
Берёт начало между домами 16 и 18 улицы Арбат.
Название XIV-XVI вв. Дано по урочищу Пески, названного так из-за песчаной почвы этой местности, и церкви «Николы Чудотворца, что на Песках» (построена в XVI веке, снесена в 1932 году).
В 1960 году Малый Николопесковский переулок был переименован в улицу Фёдотовой, в память актрисы Г. Н. Федотовой, проживавшей здесь в 1873 году. В 1994 году переулку возвращено его историческое название.

Старинный особняк в Малом Николопесковском переулке
Малый Николопесковский пер., 5, стр. 1, 2
Старинный особняк, реставрацией которого 2 года ни шатко ни валко занимается ГлавУпДК при МИД России.

Жилой дом кооператива «Красный уголок»
Арбат ул., 18-20
Жилой дом кооператива «Красный уголок» был построен в 1926—1928 годах в конструктивистком стиле. Архитектор В. М. Маят.

Жилой дом
Арбат ул., 19
Жилой дом современной постройки.

Доходный дом А. К. Ечкина
Арбат ул., д. 23, стр. 1
В особняке, стоявшем до постройки современного здания, в 1830-х гг.
проживал Д. Н. Бантыш-Каменский, историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли».
В 1841—1843 гг. у А. С. Хомякова бывал Н. В. Гоголь.
С 1879 по 1901 г. дом принадлежал популярному московскому юристу В. М. Пржевальскому, редактору «Юридического вестника».
У него останавливался его брат Н. М. Пржевальский, путешественник, исследователь Центральной Азии, часто бывал другой брат — математик Е. М. Пржевальский, автор известных «Таблиц логарифмов», учебников и сборников задач по алгебре, геометрии и тригонометрии.
В 1902-1903 гг. на месте особняка архитектором Н. Г. Лазаревым был построен 4-этажный доходный дом А. К. Ечкина.
С 1913 г. здесь жил известный историк С. Б. Веселовский.
В одной из мансард, в квартире № 21 с 1917 до февраля 1934 г. находилась мастерская художников братьев А. Д. и П. Д. Кориных.
Тут известный русский живописец Павел Дмитриевич Корин начал работать над своей главной картиной «Уходящая Русь».
3 сентября 1931 г. их посетил А. М. Горький, и по его совету Павел Дмитриевич сменил название картины («Реквием по Руси»), над которой работал, на «Уходящая Русь».
Его брат, живописец и реставратор А. Д. Корин жил и работал здесь с 1934 по 1986 гг.
Дом №23 украшают две памятные доски, посвященные Великой Отечественной войне.

Первая - «Воинам Арбата», установлена в честь всех жителей района – участников войны, установлена в 1995-м году, в год 50-ти летия Великой Победы. Вторая повествует о том, что в этом доме жил герой войны  летчик - штурмовик А.И.Зенин.

 

На противоположной стороне улицы, напротив 25-го дома, мы видим памятную доску, повествующую о том, что на этом месте, с первой половины XVII-го века располагался Храм Николы Явленского, разрушенный в 1931-м году. Подобная доска, посвященная Храму Николы на Песках, и также уничтоженному в 1930-е годы, расположена чуть дальше, на углу Арбата и Большого Николопесковского переулка.

Доходный дом А. А. Пороховщикова
Арбат ул., 25
В начале XIX века владение принадлежало Н. Я. Тинькову, родственнику А. С. Грибоедова. Герой войны 1812 года, поэт Денис Давыдов, в 1826 году принимал тут А. С. Пушкина. В 1869 г. дом переходит к А. А. Пороховщикову, деятельному предпринимателю и общественному деятелю, который строит на этом месте в 1870 году доходный дом (архитектор Р. А. Гедике). С 1870 по 1917 гг. здесь размещалось «Общество Русских врачей» с лечебницей и аптекой. Общество, девизом которого было «Через науку служить человечеству», основано в апреле 1861 г. по инициативе профессоров Московского университета Ф. И. Иноземцева, И. М. Соколова и других московских врачей. В 1900–1917 гг. в доме располагалась студия известного художника Константина Фёдоровича Юона (1875—1958 гг.), в которой он преподавал совместно с художником И. О. Дудиным.  Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, Н. Д. Колли. Одно время К. Ф. Юон здесь же и жил. В 1908-1935 гг. в квартире № 8 жил и работал ученый-математик Н. Н. Лузин, основатель научной школы по теории функции, академик. В доме снимали помещения разные общества.

Дом Пороховщикова
Арбат ул., д. 25/36, (Староконюшенный пер., д. 36/25), стр. 2-2А
Дом Пороховщикова — хрестоматийный памятник деревянной архитектуры в стиле «Русская изба», с уникальной пропильной резьбой, получил получил премию на Всемирной выставке в Париже как олицетворение русского стиля.
Был построен А. А. Пороховщиковым в 1870-1872 гг. в том же владении, что и доходный дом (Арбат ул., 25), но фасадом выходит на Староконюшенный переулок (по Староконюшенному переулку — дом № 36).
Архитекторы Д. Люшин, А. Л. Гун (по другим источникам — архитектор А. С. Каминский).
Первый арендатор известный электротехник В. Н. Чиколев здесь разместил  организованное им «Агентство по продаже швейных машин» производства своей фабрики в Хамовниках. Здесь продавались первые швейные машины с электродвигателями Чиколева.
С 1875 по 1878 г. тут располагается редакция и издательство «Газеты А. Гатцука» и популярного в то время «Календаря».
В редакции особенно часто бывали литераторы Ф. И. Буслаев и А. Ф. Писемский. В 1880 г. открывается «Библиотека для чтения» А. М. Горожанкиной. Потом на несколько лет обосновывается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению».
В числе ее лекторов — физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир,
энтомолог К. Э. Линдеман.
5 марта 1880 г. открыта на благотворительные средства женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х гг. дом отделан под жилье для состоятельных квартиросъемщиков.
У профессора философии князя С. Н. Трубецкого бывал композитор А. Н. Скрябин. Сто лет спустя, в 1980-х находилось Киевское районное отделение ВООПИК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения этого же района с музеем и филиал библиотеки имени Н. А. Добролюбова.
В середине 1990-х годов дом Пороховщикова был передан в аренду актеру Александру Пороховщикову — потомку первого владельца.

Строительство торгово-делового комплекса и Малой сцены театра им. Е. Вахтангова
Арбат ул., владения 24, 26/23, стр. 1
Угловой квартал, состоящий из одноэтажных зданий, в которых размещались рестораны и бутики, был разрушен в 2006 году.
В 2008 году вырыт котлован и вовсю ведётся строительство торгово-делового комплекса и Малой сцены театра им. Е. Вахтангова.

Театр имени Евгения Вахтангова
Арбат ул., 26/2
На месте здания театра в начале XIX века находилась усадьба, бывшая во владении А. М. Голицына, затем Н. А. Бутурлина и др.
В старое здание театра в 1941 году попала бомба, и после войны, в 1946—1947 гг. архитектором П. В. Абросимовым театр был отстроен заново.

Принцесса Турандот
Арбат ул., 26
Весёлый праздничный спектакль «Принцесса Турандот» К. Гоцци поставленный смертельно больным Евгением Вахтанговым в холодном 1922 году во многом определил импровизационный стиль театра и стал его визитной карточкой.
Фонтан «Принцесса Турандот» сооружён в 1997 году правительством Москвы к 850-летию города.
Позолоченная скульптура — А. Н. Бурганова, кузнечные работы А. И. Смольянинова.

Доходный дом Трындина
Арбат ул., 27
Угловое здание доходного дома Трындина построено в 1911-1912 г.
Архитектор С. Ф. Кулагин.

Доходный дом

На противоположной стороне от усадьбы Хованского расположился еще один архитектурный ансамбль XIX-го века, это дома под номерами 28, 30 и 32.
Арбат ул., 28/1
Здание построено в 1903 г. как доходный дом.
На первом этаже размещался магазин «Медицинская пиявка», в 1926 г. создана платная поликлиника, позднее хозрасчётная поликлиника № 3.
Сейчас — международный медицинский центр «Моситалмед».

Мемориальные доски на стене дома №30 мообщают нам о том, что в этом доме проживали писатель Юрий Козаков и художник Сергей Иванов.

 



Следуя далее, внимательно смотрим направо, поверх крыш домов,  из-за них мы увидим купола церкви, расположенной за поворотом, в Спасопесковсом переулке. Сворачиваем туда. Открывшийся нашему взору храм -  церковь Спаса Преображения на Песках, (1711-й год, перестроена в начале ХХ-го века.).  Это единственная  церковь Старого Арбата, сохранившаяся до наших дней, все остальные были разрушены в 30-х годах ХХ-го века.

А рядом с церковью расположился небольшой уютный сквер со множеством скамеечек, здесь можно отдохнуть во время прогулки и покормить голубей. В центре сквера – небольшой, в человеческий рост памятник А.С.Пушкину.Надпись на гранитной плите у подножия гласит:  «Если жизнь тебя обманет, не печалься,не сердись, в день уныния смирись, день веселья, верь, настанет!» Покормив голубей и вняв воззванию великого поэта, отправляемся дальше.

Бывшая гостиница Я. М. Толстого
Арбат ул., 29
1904—1906 гг. постройки. Архитектор Н. Г. Лазарев.

Доходный дом М. О. Лопыревского
Арбат ул., 33/12, (Калошин пер., 12/33), стр. 1, метро «Арбатская», «Смоленская»
1869-1873 гг., 1876 г. Архитекторы М. О. Лопыревский, И. Я. Быковцев.
Здесь в 1941-1988 гг. в квартире № 20 жил и работал философ А. В. Лосев.

Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева»
Арбат ул., 33/12, (Калошин пер., 12/33), стр. 1, метро «Арбатская», «Смоленская»
Выдающийся русский философ, доктор филологических наук Алексей Федорович Лосев родился 10.09.1893 г. (по старому стилю) в г. Новочеркасске.
Со студенческих лет (с 1911 г.) принимал активное участие в собраниях Вольной Академии Духовной культуры, члены которой собирались на квартире религиозного мыслителя Н. А. Бердяева.
В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского Университета.
В 1920-е годы из под пера Лосева вышли: «Философия имени» (1927 г.),
«Античный космос и современная наука» (1927 г.), «Диалектика художественной формы» (1927 г.), «Музыка как предмет логики» (1927 г.),
«Диалектика мифа» (1930 г.).
Философские поиски молодого учёного не пришлись по душе Максиму Горькому.
После недобрых слов в одной из статей «буревесника революции» в 1930-1933 гг. («...профессор этот безумен и малограмотен») Алексей Лосев был репрессирован, сослан на рытьё Беломорканала.
Через что ему пришлось пройти, можно было бы прочитать всё у того же Горького.
Максим Горький, посетивший Беломорканал, в подарочном тираже книги, выпущенной для членов партийной номенклатуры и верхушки НКВД, хладнокровно описал каторжный труд строителей — как питались, во что одевались и сколько сотен в день умирало от невыносимых условий.
Алексею Лосеву повезло — он вернулся со стройки века.
С 1944 г. являлся профессором Московского Государственного Педагогического института имени В. И. Ленина.
Основные темы поздних работ — исследование античной культуры — философии, мифологии, эстетики (монументальный труд в 7-ми томах).
Переводил Аристотеля, Плотина, Прокла, Николая Кузанского.
Редактировал и комментировал сочинений Платона.
Алексей Федорович прожил 95 лет из них 50 лет его жизни прошли в доме № 33 на Арбате, где с 1941 г. до смерти 1988 г. он жил и работал в кв. № 20.
18 апреля 1990 г. стараниями жены и соратника А. Ф. Лосева, доктора
филологических наук, заслуженного профессора МГУ, заслуженный деятель науки РФ — Азы Алибековны Тахо-Годи было создано Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы», одной из целью которого стало создание Библиотеки русской философии и культуры на Арбате, в доме, где прожил последние 50 лет великий философ «Серебряного века».
Эта идея была горячо поддержана московской научной общественностью и зарубежными учеными.
В декабре 2000 г. была учреждена Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», на третьем этаже которой расположена мемориальная книжная коллекция А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи.
23 сентября 2004 г., в день рождения Алексея Федоровича Лосева (по новому стилю), состоялось официальное открытие государственной Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».
На доме № 33 была установлена мемориальная доска.
Во дворе дома 23 сентября 2006 года был открыт памятник А. Ф. Лосеву работы скульптора Василия Васильевича Герасимова.
Часы работы библиотеки: понедельник-пятница — с 13.00 до 20.00,
в субботу — с 13.00 до 18.00, воскресенье — выходной.
В последнюю пятницу каждого месяца — санитарный день.

Жилой дом М. О. Лопыревского
Арбат ул., 33/12, (Калошин пер., 12/33), стр. 2

1852 г. Архитектор М. О. Лопыревский.
Необычный мрачноватый дом, напоминающий шкатулку, в нем проживал сам архитектор – автор композиции.

Калошин переулок
Арбат ул., между домами 33 и 35, метро «Арбатская», «Смоленская»
Расположен между переулком Сивцев Вражек и улицей Арбат.
Назван по фамилии домовладельца конца XVIII века бригадира А. И. Калошина.
Ранее назывался Чаадаев переулок, по домовладельцу 1720-х годов, и
Евреинов переулок, по домовладельцу 1760-х годов.

Калошин пер., 10. Архитектор М. О. Лопыревский.

Московский Драматический театр имени Рубена Симонова
Калошин пер., 10, стр. 2
Назван в память актёра и режиссёра, народного артиста СССР
Рубена Николаевича Симонова (1899-1968 гг.)

Доходный дом А. Филатовой
Арбат ул., 35/5
Архитектор В. Е. Дубовской при участии Н. А. Архипова.
Здесь жили Н. И. Подвойский (председатель Петроградского ВРК), командующий войсками Московского округа И. П. Белов,
композитор Э. С. Колмановский.
В этом доме был Варлам Тихонович Шаламов, навещавший известного специалиста по французскому языку профессора В. Н. Клюеву.
В 1975 г. дом был расселён и передан министерству культуры СССР. В 1990 г. Н. В. Губенко, министр культуры СССР, приютил здесь Центральный Дом Актёра, потерявший помещение на Тверской улице в связи с реконструкцией здания. Позднее здание было передано ЦДА указом Б. Н. Ельцина (а также решением А. В. Чубайса) в аренду на 45 лет. Сейчас значительная часть дома сдаётся Центральным Домом Актёра
под многочисленные офисы.

Стена Цоя
Кривоарбатский переулок, 2/37
Поклонники Виктора Цоя от души разукрасили граффити восточную стену
усадьбы Хованского (Арбат ул., 37/2) в Кривоарбатском переулке
после гибели известного рок-певца в августе 1990 года, и, к большому неудовольствию жителей соседнего дома (Центрального Дома Актёра), любят собираться здесь попить пивка и послушать музыку.
Однажды неизвестные закрасили стену черной краской, но автографы поклонников Виктора Цоя быстро закрасили неожиданный артефакт.
Надписи продолжают появляться также и на других подходящих стенах и оградах Кривоарбатского переулка.

Жилой дом архитектора Константина Мельникова
Кривоарбатский пер., 10
Жилой дом-студия автора шести замечательных Домов культуры 1930-х, всемирно известного архитектора-новатора XX века Константина Степановича Мельникова (1890-1974 гг.) был построен в 1927-1929 гг. на месте старого дома, в котором проживал в 1850 гг. профессор восточной словесности П. Я. Петров, друг В. Г. Белинского и участник кружка Н. В. Станкевича.
Как и другие творения Константина Степановича, признан памятником архитектуры и  охраняется государством.
Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом и выходит на Кривоарбатский переулок. Противоположная часть цилиндра прорезана 38-ю ромбовидными окнами, частично освещаемых закатным солнцем. О внутренней планировке своего жилища, вызывающей восхищение коллег, архитектор сказал: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома». Идея выстроить здание, составленное из пяти цилиндров, возникла у Константина Степановича Мельникова при проектировании одного из клубов (по всей видимости — Дом Культуры «Каучук» 1927 года постройки). Проект не был утвержден, и тогда Мельников для осуществления этой идеи задумал выстроить на собственные средства дом для своей семьи с жилым и творческим пространством для архитектора-художника. Обычно архитекторам предоставлялось право строить квартиры особой планировки в домах, которые они возводили. Некоторые осваивали пространство на крыше, но Мельникову повезло — власти выделили ему отдельный участок площадью 720 кв. м. В результате — Арбат обогатился архитектурным шедевром, который изучают архитекторы всего мира.

Дом издательства «Посредник»
Арбат ул., 36/2, (Спасопесковский пер., 2), стр. 1
В 1820-х годах здесь находилась «Арбатская аптека» Богдана Панке.
Со второй половины 1870-х годов — приют для неизлечимых больных.
Здесь жили и работали медики А. П. Разцветов, 3. Н. Окунькова-Гольдингер.
В усадьбе жил и в 1899 г. умер ученый-лесовод, профессор Петровской земледельческой и лесной академии М. К. Турский.
В 1913-1925 гг. здесь помещалось издательство «Посредник» (созданное в 1884 г. В. Г. Чертковым при участии Л. Н. Толстого).
В начале XXI века здесь несколько лет находился пивной ресторан с непроизносимым названием. Сейчас дом на реконструкции.

Городская усадьба В. А. Хованского
Арбат ул., 37/2, (Кривоарбатский пер., 2/37), стр. 1
Одна из старейших сохранившихся усадеб конца XVIII - начала XIX вв.
Комплекс усадьбы включает, кроме главного дома (стр. 1), выходящего фасадом на Арбат, ограду с воротами с восточной стороны (со стороны Кривоарбатского переулка), который поклонники Виктора Цоя разукрасили граффити.
Кроме того, усадьба включает ограду с северными воротами по улице Арбат, южный (стр. 2) и западный (стр. 2 А) флигели и службы восточные (стр. 5-6). После пожара 1812 г. особняк отделан в ампирном стиле.
Тут в 1799 г. родился известный литератор и мемуарист Д. Н. Свербеев и жил до 1825 г. У него бывал А. С. Пушкин. Во второй половине 1820-х и начале 1830-х гг. дом принадлежал внуку императрицы Екатерины II и графа Григория Разумовского — графу Василию Бобринскому, состоявшему под секретным надзором полиции за причастность к деятельности декабристов.
Домом владели знакомые Пушкина — с апреля 1834 г. знаменитая актриса
Ек. С. Семёнова-Гагарина, с 1836 г. — К. А. Нарышкин, дядя писателя В. А. Сологуба. В конце 1840-х гг. владение поступает в Военное ведомство — здесь Дом Военного суда. Сейчас – Московский окружной суд. 30 июня 1983 г. Моссовет решил было организовать в усадьбе Хованского «Музей декабристов». Но в силу известных обстоятельств музея здесь не случилось.

Пустырь на месте дома № 39
Арбат ул., 39
Здание снесено — пустырь, судя по всему, терпеливо ждёт щедрого инвестора.

Жилой дом
Арбат ул., 43
Вернувшись на Арбат, переходим дорогу и подходим к дому №43 на пересечении Арбата с Плотниковым переулком. В этом доме жил знаменитый поэт-бард Булат Окуджава. Памятник ему занимает большую часть Плотникова переулка. Это даже не памятник, а целая скульптурная композиция. Главную ее часть занимает скульптура самого Булата Шалвовича, стоящего в мраморной арке. Скульптуру следует обойти со всех сторон. Обратная сторона арки, оказывается, украшена фразами из наиболее известных стихов и песен Окуджавы.  В некоторых из них упоминается и родная улица поэта. Например, "Арбат, ты мой, Арбат, ведь был солдат бумажный...". А в глубине переулка расположен мраморный стол с двумя скамейками, подобные, только деревянные, стояли раньше во всех арбатских дворах и служили местом встреч и посиделок добрых соседей. А рядом – еще одна арка, похожая на первую.  Все вместе это создает впечатление старого московского проходного дворика.

Городская усадьба
Арбат ул., 44, стр. 3
Начало XIX века, хозяйственные строения, конец XVIII, XIX вв.
Здесь жил поэт Николай Глазков.
Последние годы разместилось музыкальное рок-кафе.

Жилой дом
Арбат ул., 45 
Построен по проекту архитектора Л. Полякова — образец «пролетарской классики».
Здесь проживали потомки А. С. Пушкина.

Здание АТС
Арбат ул., 46
Построено в 1928 году архитектором В. М. Маятом в стиле конструктивизма для одной из первых в Москве АТС.
Аналогичное здание можно обнаружить в Немецкой слободе, в районе метро «Бауманская».

Ресторан быстрого питания «Макдоналдс»

Подходим к концу улицы, дома №№50,52 на пересечении Арбата с Новинским бульваром.  Казалось бы можно смело двигаться дальше (если, конечно, мы не хотим перекусить), однако равнодушно пройти мимо не позволяют две металлических таблички, вбитые в камень здания.  Первая сообщает о том, что здание, принадлежащее ныне СП «Макдоналдс» - это особняк первой половины XIIХ-го века, то есть одно из старейших  сохранившихся до наших дней зданий Арбата!

Доходный дом Панюшева
Арбат ул., 51
Построен в 1910-х гг. Архитектор В. А. Казаков.
До революции в доме находился кинотеатр «Арбатский АРС» (в отличие от «АРС» на Тверской улице).
В 1920 г. тут останавливался поэт А. А. Блок.
После Октябрьской революции «Арбатский Арс» был открыт, а потом стал называться «Наука и знание».
Здесь жили — профессор ботаники В. С. Доктуровский; с 1923 по 1934 гг. — известный советский композитор А. А. Давиденко.
Писатель Анатолий Рыбаков, живший в этом доме с 1919 по 1933 гг., свои детские впечатления о жизни на Арбате отразил в своих произведениях «Кортик» и «Выстрел». Дом 53 по улице  Арбат неоднократно упоминается в этих книгах, здесь живут многие их герои и происходят события сюжета.

Жилой дом с гастрономом «Смоленский» (бывший магазин «Торгсин»)
Арбат ул., 52-54
1928 г. постройки. Архитектор В. М. Маят.
Здесь происходит один из эпизодов романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате
Арбат ул., 53, стр. 1
Дом-квартира А. С. Пушкина расположен в одном из самых старых зданий Арбата — палатах Хитрово, построенных в середине XVIII века и с тех пор неоднократно перестраивавшихся.
Сюда привез Александр Сергеевич молодую жену Наталью Николаевну (урождённую Гончарову) после свадьбы 18 февраля 1831 г.
Здесь, по его признанию, поэт был абсолютно счастлив, не написал ни строчки.
Однако уже в середине мая 1831 года Александр Сергеевич был вынужден покинуть квартиру на Арбате и перебраться с женой в Петербург, скрываясь от недоброжелательства московского высшего света.
Лишь в феврале 1937 года, к 100-летию со дня гибели Пушкина, на доме 53 появилась мемориальная доска, напоминающая о великом жильце, а в 1986 году был создан музей-квартира А. С. Пушкина на Арбате.
С 1820-х гг. в разное время в этом доме снимали квартиру: студент Святослав Раевский — друг юного М. Ю. Лермонтова, артистка Малого театра С. П. Акимова.
В 1884—1885 гг. здесь останавливался Пётр Ильич Чайковский у своего брата юриста.
Позднее здесь жили Сатины, родственники С. В. Рахманинова, у которых композитор мог бывать; С. И. Радциг, ученый в области античной филологии.

Квартира поэта Андрея Белого в «Профессорском доме»
Арбат ул., 55/32, (Денежный пер., 32/55), квартира № 5
В «Профессорском доме», часть квартир принадлежала Московскому университету. В одной из квартир (в квартире № 5) на третьем этаже в семье профессора Московского университета, математика Н. В. Бугаева родился сын Борис — поэт и писатель Андрей Белый, отразивший в своих художественных произведениях и в воспоминаниях атмосферу жизни этого дома, улицы и арбатских переулков. В 1903-1907 гг. здесь собирался «кружок московских символистов «Аргонавты». Зимой 1903-1904 гг. квартиру посещал А. А. Блок. Бывал здесь В. Я. Брюсов и др. Сейчас в его квартире музей.

Денежный переулок
метро «Смоленская»
Название XVII века.
Дано по находившейся здесь слободе денежных мастеров Государева Монетного двора.
В 1933 г. был переименован в улицу Веснина.
В 1994 г. переулку возвращено его историческое название.

МИД
Арбат ул., 57 (Смоленская-Сенная площадь, 32/34), метро «Смоленская»
Здание высотки Министерства иностранных дел — одной из главных достопримечательностей послевоенной Москвы, было построено на Садовом кольце в 1953 году по проекту архитекторов:
В. Г. Гельфрейха, М. А. Минкуса. Инженер Г. М. Лимановский.
Здесь заканчивается Старый Арбат.


 

 


Вестибюль станции метро «Смоленская» (Арбатско-Покровской линии)
1953 г. Архитекторы О. А. Великорецкий, А. Ф. Стрелков.
Барельефы на фасаде скульпторов О. А. Иконникова, Ю. Г. Ушкова.

 

 

 

 

В начало раздела "Архитектура">>>