Логотип

 

Вечная ценность камина

Есть в этой жизни приходящее, существует и вечное. То, что живет с человеком всегда — вечные ценности, неизменные, почти без изменений используемые человечеством в космическую эру. К таким вещам относится «старый, добрый» камин. В нашей стране в начале XXI века этот древний, как мир, источник тепла и домашнего уюта переживает второе рождение.

 

Укрошение огня

КаминУкрощение огня стало переломным этапом в жизнедеятельности человека. Люди научились использовать огонь для приготовления пищи, создавать искусственную среду. И по сей день огонь играет существенную роль в жизни человека — очаг в пещере, печь в избе, камин в усадьбе…

Тысячелетиями магия огня завораживала человека. С глубокой древности люди уверовали в его сверхъестественную, очистительную силу. Ведь огонь материален и в то же время эфемерен. Он словно волшебный дар, ниспосланный человеку в помощь богами.

Культ огня — основа многих древних религий. Огонь обожествляли зороастрийцы и древние славяне. Вплоть до начала XX века в русских деревнях бытовал обычай по особым праздникам добывать «живой» огонь трением.

Древние греки считали огонь, наряду с землей, водой и воздухом, одной из четырех стихий. В Древнем Риме богине огня Весте служили особые жрицы-весталки, поддерживавшие в храмах негасимый «вечный» огонь.

Чарующее пламя камина — отголосок древнего «огнепоклонства». Основное назначение камина — создание уюта, атмосферы «домашнего очага». Современные исследования подтверждают то, что люди осознали еще в седой древности: вид огня успокаивает, снижает тревожность, что очень важно в наше время.

Эволюция камина

КаминИсторически камин предшествовал отопительной печи. Его конструкция проста, он сохранил основные первоначальные черты, позволяющие почувствовать связь времен. Средневековый рыцарский замок и современный коттедж… Сменились поколения, изменилась мода, средства передвижения, а у камина по-прежнему собираются шумные компании, общаются друзья и родственники, обсуждаются дела. Камин — это не только источник тепла и света, но и важная часть интерьера помещения. Многие камины — подлинные произведения искусства, доставляющие эстетическое наслаждение.

Как же происходила эволюция камина, начиная с грубого, незатейливого очага к подлинным шедеврам, сочетающим многие виды искусства? В примитивном древнем жилище очаг выкладывался в центре помещения, а продукты сгорания выходили наружу через отверстие в потолке и кровле. Этот принцип сохранялся даже в европейских средневековых замках. Пол в них выкладывался из кирпича или камня. В центре помещения устраивался внушительных размеров очаг, в котором на железной подставке горели огромные поленья, а дым выходил сквозь зарешеченное отверстие в центре потолка. Несколько позже появились грубые камины. Их складывали из тесаного камня, а впоследствии — из кирпича. И долгое время Европа не знала дымовых труб. С их появлением был установлен особый папский налог на трубы, сдерживавший развитие печного дела. Налог просуществовал до середины XVI века. Его отмена буквально развязала мастерам руки. Совершенствуются конструкции каминов, широко применяется декор, появившийся несколько столетий ранее.

Рождение и формирование стилей

Эпоха Возрождения, сменившая «мрачное» средневековье, возродила чувство прекрасного и создала культ эстетики. Новые веяния отразились и в каминном мастерстве. Итальянский ренессанс XIV века заложил основы дизайна камина, который стал рассматриваться не только как средство отопления и приготовления пищи. Камин становится «визитной карточкой» владельца дома, отражающей его состоятельность, знатность рода. В богатых домах Италии появляются великолепные, отделанные камнем камины с резными геральдическими символами, инициалами владельцев. «Третье сословие», конкурировавшее с прежней аристократией крови, познало вкус «красивой жизни». Вычурный, изысканный камин (наряду с другими предметами роскоши) возвышал вчерашних «простолюдинов» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

КаминНачиная с этого времени убранство каминов обогащается новыми находками, привлекая пристальное внимание «дизайнеров» и архитекторов.Постепенно складываются особые стили, направления каминного дизайна.

В странах Южной Европы, таких как Италия, Португалия, Греция и Испания, мастера применяли как резьбу по мрамору, так и отделку изразцами. Здесь со времен античности сохранились традиции художественной обработки камня, а также наблюдалось изобилие пород мрамора. В моду входят великолепные каминные полки с изображением родового герба.

Север Европы (Франция, Бретань, Нормандия) выработал более строгий, суровый стиль. Камины выкладывались из сырого кирпича, который скреплялся известняковым раствором. В более знатных домах камины строили из серого резного камня, отделывали мрамором или крашеной штукатуркой.

Новая страница «каминной истории» была открыта в Англии, славящейся своими традициями. В эпоху королевы Елизаветы (1558–1603) происходит расцвет декоративного камнерезного искусства. Камины украшаются именами владельцев, гербами, девизами, генеалогическим древом, изображениями различных сюжетов из жизни.

КаминВ правление династии Тюдоров (1603–1649) на смену феодальным замкам-крепостям приходят коттеджи «нового дворянства», в которых часто размещалось несколько каминов. Делалось это с практической целью — обогреть помещение. К XVI веку камины стали выше и шире и могли согревать самые отдаленные комнаты. В середине XVII века во Франции и Италии зарождается стиль барокко. Несмотря на его «сухость», в период расцвета барокко появляются огромные камины «пышных форм», которые порой занимали целые стены и изобиловали отделкой из бронзы, позолоты и мрамора, часто дополняемой фигурами кариатид.

В 30-х годах XVIII века на смену барокко с его прямолинейными формами приходит утонченное рококо. Этот стиль также оказал влияние на каминную эстетику. Прежняя симметрия уступила место замысловатым формам. В основу дизайна камина легли S-образные линии в сочетании с изящными барельефами.

Модным направлением конца XVIII века стал «этрусский» стиль. Такие камины украшались полным набором медальонов, масок, пальметто, волют, урн и причудливых патер. XIX век характеризуется настоящим «буйством» фантазии художников. Широкие возможности открыло и появление новых материалов. Начинают создаваться литые камины из искусственного камня. Полет дизайнерской мысли явил особый эклектичный стиль, вобравший в себя все предшествующие: и барокко, и рококо, и стиль эпохи Тюдоров, и экзотику мавританского, японского, китайского и индийского стилей!

«Каминнон дело» в России

КаминСуровая русская зима требует мощного источника тепла, поэтому камин не сразу пришелся «ко двору». В начале XV века в избах появились первые русские печи. Топились они «по-черному». Их конструкция совершенствовалась около 100 лет, пока не была изобретена дымовая труба. А вот первые камины появились в знатных, боярских домах уже при Петре I и поначалу воспринимались как заморская диковинка. Камин стал особой привилегией, дарованной государем российскому дворянству. В XVIII веке камин уже являлся неотъемлемой частью дворцового интерьера.

Антикварные камины, их части и аксессуары сегодня широко представлены на аукционах. Для торговцев это — дело муторное, но прибыльное. В моде опять ретро, и владельцы роскошных апартаментов или шикарных загородных домов с большим удовольствием обустраивают свои жилища каминами, печами, очагами. Огонь, как и прежде, всегда рядом с человеком: согревает, умиротворяет, вносит особую нотку в современный быт.