Логотип

«Приятность с пользою…»

Пресса «для дам» родилась в России вместе с выходом в свет в 1779 году журнала «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Впервые в русском названии журнала появилось слово «модный». О женских дореволюционных журналах мод, домоводства и рукоделий пойдет сегодня речь.

Журналы, адресованные женской аудитории, появились в России в конце XVIII века, когда была разрешена деятельность частных издателей. «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» — журнал, издаваемый Н.И. Новиковым, — был литературным изданием, на страницах которого размещались анекдоты, эпиграммы, загадки, шарады, сочинения российских авторов и переводные произведения. В виде приложения выходили картинки мод с подписями на русском языке: «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы», «Раскрытые прелести». В подписях мы можем уловить ироничный тон издателя — наряды французских модниц (а именно с французского оригинала были скопированы эти картинки) подвергались легкому осмеянию. Эти странички, однако, считаются образцом русской модной иллюстрации того времени. Целью появления подобного журнала было «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение».

Рекламные страницы из дамских журналовРекламные страницы из дамских журналов. Начало XX

 «Приятность с пользою» — девиз журнала «Аглая», выпускавшегося князем П.И. Шаликовым в начале XIX века (1808). Вот отрывок из программного заявления издателя: «Не всем надобно важное, учебное, многие желают приятного и только. Журнал имеет то преимущество, что в нем показывают ежедневные произведения старых и новых писателей». Вновь позиционируется литературная направленность журнала — печатаются стихи, басни, эпиграммы, проза, появляются ноты и зарисовки о моде.

В 1827 году выходит в свет «Дамский журнал», издателем которого был также князь Шаликов. Публикации новинок парижской моды, размещение первых цветных иллюстраций — вот что привлекало в этом издании женщин из аристократических семейств. Как и сегодня, ранг и престиж светских дам определялся способностью следовать моде из Парижа.

И вполне объяснимо то, что зачастую журнальные статьи на «немодные» темы оставались непрочитанными.

Вот пример коммерческого расчета издателей, которые считали, что достаточно поместить картинку с изображением парижских женских мод с комментариями — и прибыль обеспечена! Так, в 1827 году издатели писали о головных уборах: «Испанские головные уборы из ленточных бантов с разниченными концами — уборы, которых образец дала прекрасная девица Зонталь, — все еще в большой моде».

Между тем среди публикаций «Дамского журнала» можно встретить интересные статьи, касающиеся вопросов положения женщины и ее роли в истории. Например, в статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось: «Прелестный пол — краса природы, душа земного мира! Не ты ль создание столь изящное, столь очаровательное, не ты ль для смертных источник благ возвышенных!.. Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!»

Подобного рода литературные женские журналы — это один из типов женской прессы первой половины XIX века. Второй тип — женский журнал мод и домоводства, рукоделий и литературы, ориентированный на практические советы и семейно-бытовые вопросы. Такие журналы, как «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1832), «Гирлянда» (1846), имели широкую читательскую аудиторию.

Расцвет женских журналов приходится на вторую половину XIX и начало XX веков. В содержании и направленности прессы отразились зарождение в России феминизма и развитие женского образования: менялся социум, менялся женский мир, а с ним — и дамский журнал.

В конце 50-х годов XIX века появляется более тридцати изданий, посвященных женской тематике. Среди них уникальные в своем роде журналы: «Мой журнал» — для девочек, «Лучи» — для девиц, журнал «Рассвет» — для взрослых девиц. Такое разграничение читательской аудитории способствовало своевременному воспитательному и образовательному процессу каждой возрастной категории читательниц.

«Дамский журнал». Москва. 1827«Дамский журнал». Москва. 1827

Вот самохарактеристика петербургского издания «Мой журнал»: «Единственный в России журнал для девочек имеет задачей дать детям интересное, полезное и вполне доброкачественное чтение и научить будущих членов семьи всем рукоделиям, знание которых необходимо каждой женщине. Программу издания составляют: исторические и бытовые повести, рассказы и очерки, сцены для детского театра, стихи, статьи по истории и географии, естественным наукам и искусствам; статьи нравственного и религиозного содержания; систематический курс всех женских рукоделий с рисунками в тексте, раскрашенными узорами в приложении и выкройками».

Каждый год журнал проводил конкурс рукоделия для подписчиц с наградами за лучшие работы. «Маленькие дамы» могли прочитать, как правильно сшить платье для маленькой куклы, жакет и панталоны для большой, стенной кармашек для детской комнаты и множество других вещиц. Нельзя не упомянуть журнал «Сандрильона» (1858), особо любимый за крупные листы цветных картинок с выкройками и вышивками, и «Дамский альбом рукодельных работ», специальное периодическое издание, посвященное шитью и вышиванию (1855).

Дамский журнал становится все насыщеннее и богаче: помимо основных разделов большинства изданий — словесность, наука, обзор книжных новинок — возникает множество сопутствующих рубрик, освещающих вопросы воспитания, социальные события, светскую и криминальную хронику внутри страны и за рубежом, появляется отдел писем, отдел фельетона.

Читательниц все больше интересуют педагогические вопросы, в результате чего начинает выходить отдельное издание «На помощь матерям» (1894). Журнал дает практические указания и советы по уходу, воспитанию и обучению детей, обзор игр, физических упражнений, образовательных прогулок, а также обзоры выдающихся книг по воспитанию и чтению. На страницах журнала печатались отчеты о лекциях и докладах, прочитанных в разных собраниях и кружках.

На рубеже веков были созданы новые журналы мод, домоводства и рукоделия, рассчитанные на массовую аудиторию. Благодаря шагнувшим вперед полиграфическим технологиям, издания получили богатое оформление, в котором использовались фотографии и высококачественные репродукции. Наиболее известными в то время были журналы «Дамский мир» (1907), «Журнал для хозяек» (1912), «Хозяйка дома» (приложение к журналу «Новь», 1908), «Домашняя портниха» (1906), «Моды для всех» (1910).

Журнал «Дамский мир» предлагал следующие рубрики: «Хроника моды», «Театр и музыка», «Стильность в обстановке», «Кухня народов мира», «Мой секрет нравиться, доступный всем женщинам» и другие. «Женщина, — советует журнал, — обязана следить за своей красотой не только ради побед, которые удовлетворяют наше самолюбие, но для того, чтобы радовать взор окружающих и давать счастье любимому человеку». А что давало женщине возможность сохранить и усилить свою красоту и привлекательность? Парфюмерные и косметические средства, изысканные предметы туалета и прочие женские штучки.

Конечно, рекламы в дамских журналах было много; даже в серьезных изданиях именно женщинам была адресована половина рекламы. Ее результативность в ведущих журналах, к примеру в «Ниве», напрямую зависела от качественного иллюстративного материала. Изображались не только отдельные товары, но и те, кто уже ими воспользовался. Против веснушек и прыщей — одно средство, против выпадения волос — другое, пилюли — для красивой груди, березовый бальзам — для гладкости и белизны кожи.

Дамы следили за своей красотой, воспитывали детей, украшали дом, учились готовить и рукодельничать, и в этом им помогали журналы, создавая образ идеальной женщины, матери, спутницы. Но подул ветер перемен, и образ начал меняться, и мода стала другой, и журналы сменили аудиторию…