Логотип

Чтение Для Развлечения

Интеллигенция в целом относилась к развлекательной литературе, мягко говоря, как к бесполезному времяпрепровождению. Здесь сказывалось сильное влияние русской литературной традиции — просвещать и воспитывать читателя. Но в начале 1870-х годов ситуация на издательском рынке начала меняться: появились первые переводные романы мастеров детективного жанра. 
Детектив влился в общий поток авантюрно-приключенческой литературы, первыми читателями которой стали торговцы, лавочники, конторщики, модистки, купцы, то есть те, кто в силу интересов и образования воспринимал книгу как развлечение, как способ пощекотать нервы. Броские названия («С брачной постели на эшафот», «Полны руки роз, золота и крови…») привлекали внимание читателей. Во многих мемуарах последних десятилетий XIX века можно встретить имена Э. Габорио, П. Понсон дю Террайля, У. Коллинза — «отцов» детективного жанра. «Я читал их запоем. Из горькой юдоли моей действительности они переносили меня в шумный и сказочный Париж, в великолепные дворцы, в роскошные рестораны; они раскрывали предо мною жизнь, полную всяческих приключений…». 
Как ни странно, и в кругах творческой интеллигенции находились любители «уголовных» романов, правда, не всегда признающиеся в своих пристрастиях к подобного рода чтению. Даже весьма известные писатели пробовали свое перо в авантюрно-приключенческом жанре (А. Куприн, М. Кузмин, Н. Брешко-Брешковский). В 1870-х годах начинают публиковаться первые русские детективные романы. 
В конце 1860 – начале 1870-х годов внимание общества к судебным делам и уголовным процессам стремительно возросло. Этому способствовала реформа судебной системы. Волна интереса к юридическим делам и проблемам захлестнула все слои общества. Из этого интереса и пришедшей из-за рубежа схемы построения детективной книги и возник русский детектив. 
В 1872 году появилось несколько произведений, посвященных процессам расследования уголовных преступлений: «Концы в воду» Н.Д. Ахшарумова (печаталось в «Отечественных записках»), вышедшие отдельными изданиями юридический роман «Убийство в деревне Медведице» С.А. Панова и «Рассказы следователя» А.А. Шкляревского, прозванного позже «русским Габорио». Романы детективного жанра первое время печатались в основном в газетах и журналах, позднее, с середины 1880-х, распространению детектива способствовали бесплатные приложения к периодическим изданиям «Свет», «Родина», «Нива», «Живописное обозрение». Тираж этих газет и журналов превышал 120 тысяч экземпляров, соответственно легко подсчитать и количество читателей, потреблявших их (по сравнению с тиражом книги — чуть более 2 тысяч экземпляров). 
В начале XX столетия началось увлечение Шерлоком Холмсом. Одна за другой выходили книги А. Конан Дойля. В 1904 году в бесплатном приложении к журналу «Вокруг света» Иван Дмитриевич Сытин выпустил собрание сочинений Конан Дойля, а вслед за ним потянулись практически все российские книгоиздатели: книги о Шерлоке Холмсе приносили большую коммерческую прибыль. Становится модным выпускать серийные издания о сыщиках: «Нат Пинкертон, король сыщиков», «Ник Картер, американский Шерлок Холмс», «Ока Шима, знаменитый японский сыщик», «Сыщица Этель Кинг» и другие сочинения, переведенные или написанные отечественными авторами. 
Дешевизна этих брошюр и периодичность их выхода — раз в неделю — способствовали росту объема продаж и тиражей до 10 миллионов экземпляров. Продавалась такого рода литература в газетных киосках и у разносчиков на улицах. Но особенно выгодной оказалась продажа периодики и книг на железных дорогах. Началось все в 1860-е годы на перронах трех вокзалов Петербурга. Позже торговля проникла на все станции железных дорог, в вагоны, на пароходные пристани и пароходы. Первым продажу периодических изданий, книг, календарей на железных дорогах начал вести издатель-редактор газеты «Неделя» В.Е. Генкель. Но в 1884 году решением Совета главного общества Российских железных дорог торговля печатной продукцией на магистралях была передана издателю «Спутника по русским железным дорогам» В.П. Ландцерту, который переуступил его А.С. Суворину. Суворин понял, что добиться коммерчески успешных продаж можно лишь монополизировав торговлю. И в 1886 году Суворин заключает договор с Управлением казенных железных дорог, который дает ему «исключительное право продажи внутри зданий больших и малых станций Харьковско-Николаевской и Екатерининской дорог, а также на платформенных станциях этих дорог книг, газет, журналов, художественных изданий и всего до книжной торговли относящегося». Долгие годы торговля Суворина на восьми крупнейших железнодорожных направлениях не имела конкуренции. Но по ряду причин монополия Суворина пошатнулась. Чтобы сохранить ее, он в 1911 году вместе с издателем И.Д. Сытиным учреждает «Контрагентство А.С. Суворина и К°». Контрагентство стало арендатором 600 киосков, располагавшихся на станциях 28-ми из 44-х крупных магистралей, на которых шла торговля периодикой и книгами, в том числе и детективной литературой. 
Книжки о сыщиках читали везде — в вагоне поезда, в каюте парохода, на кухне, в гостиной, в гимназиях и институтах. В первое десятилетие XX века книжки про сыщиков и авантюристов были уже не только способом развлечься — их герои стали образцом для подражания, дети играли в сыщиков, хотели стать сыщиками, создавались даже общества почитателей Холмса и Пинкертона, на собраниях которых разрабатывались новейшие «теории сыска». 
После революции 1917 года детектив на некоторое время исчез из сферы деятельности русского книгоиздания: сама жизнь давала куда более острые ощущения. Однако переживания преступника и причины, побудившие его к преступлению, всегда были интересны русскому читателю. Сейчас пришли иные времена, но в часы досуга мы все равно читаем детективы…