Логотип

Воспитать Добрых Граждан

Появление в России литературы для детей относится ко второй половине XVIII века, когда начался выпуск первого периодического издания «Детское чтение для сердца и разума». Журнал выходил как еженедельное приложение к «Московским ведомостям» в 1785–1789 годах и обозначил направленность всех последующих за ним детских периодических изданий.Журнал, по мнению его основателя, русского просветителя Н.И. Новикова, должен был «воспитывать добрых граждан, нести просветительские и педагогические идеи в жизнь, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство». Издатели считали своей главной целью пробудить в маленьких читателях интерес к знаниям и окружающей жизни. На страницах журнала размещались как научные статьи, так и рассказы, басни, шутки, беседы о природе. Публикации позволяли детям находить ответы на интересующие их вопросы, формировать мировоззрение и круг интересов. Писатель Сергей Аксаков вспоминал о своих детских впечатлениях от журнала Новикова: «В уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир», а Виссарион Белинский спустя шестьдесят лет после выхода журнала сочувствовал современным ему детям: «Бедные дети! Мы были счастливее вас! Мы имели “Детское чтение” Новикова!»

Издатель в своем журнале размещал произведения Вольтера, Лессинга, Томсона, давая возможность не только детям, но и родителям быть в курсе мировых литературных новинок. Кстати, одним из редакторов журнала был Николай Карамзин, который здесь опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия». Вслед за первым новиковским журналом один за другим в начале XIX века стали появляться детские периодические издания: «Друг юношества и всяких лет», «Друг детей», «Новое детское чтение».

Эскиз обложки журнала «Детское чтение»Н. Дмитриев-Оренбур. Эскиз обложки журнала «Детское чтение»

Однако журнал «Друг юношества», издаваемый с 1807 по 1815 год приверженцем просветительских идей Новикова Н. Невзоровым, «способствовал образованию сердец и умов» порой в виде скучной назидательной проповеди. Неоднозначно было отношение критики и к дидактической направленности «Нового детского чтения» (1821–1824), издаваемого писателем Сергеем Глинкой. Последний считал лучшим средством воспитания детей простую, доступную родную речь, поэтому его заслугой и заслугой его журнала было упрощение русского литературного языка. Вместе с журналом Глинки утвердился новый жанр детской литературы — «рассказ из истории». Печатая на страницах издания произведения собственного сочинения (к примеру, «Русские исторические и нравоучительные повести»), Глинка знакомил маленьких читателей с подлинными историческими деятелями, с русским патриархальным бытом, с тем, «как было раньше». Впоследствии авторы других детских изданий успешно работали в этом новом жанре.

Журналы для девочек «Звездочка» (1842–1863) и «Лучи» (1850– 1860) стали первыми частными изданиями. Их «хозяйкой» была Александра Осиповна Ишимова, сделавшая очень многое для развития детской литературы в России. Автор «Истории России в рассказах для детей», Ишимова в 1840-е годы стала самой популярной писательницей. Переложив в легко воспринимаемую детьми форму «Историю Государства Российского» Н. Карамзина, Ишимова соединила занимательность с достоверностью и серьезностью исторического повествования. Пушкин восторгался писательницей: «Я нечаянно открыл Вашу “Историю в рассказах” и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!»

Новыми были и формы повествования — беседа с читателем, беседа детей с матерью, переписка детей, «Дорожный журнал», позволяющий путешественникам делиться своими впечатлениями. Ишимова для журнала «Звездочка» выработала четкую структуру содержания. Каждый номер имел следующие разделы: словесность (рассказы, стихи), наука (очерки по истории, географии), новые книги, материалы для самых маленьких читателей. Главной целью ишимовских журналов было воспитание будущих матерей, хозяек дома.

В первой половине XIX века становится престижным печататься в детских журналах. Среди авторов можно встретить В. Одоевского, Я. Грота, Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Писарева. В 1860-е годы под влиянием демократизации общества и доступности образования изменилось наполнение детских журналов. Появилось множество статей публицистического характера, отдающего приоритет педагогическим проблемам, а именно становлению личности и выработке подрастающим поколением передовых взглядов и знаний. Популярный журнал «Подснежник» (1858–1862) широко печатал произведения писателей реалистического направления, не забывая при этом о лучших образцах мировой литературы — произведениях Шекспира, Андерсена, Гофмана, братьев Гримм.

В 1869 году в Петербурге вышел журнал «Детское чтение», издаваемый А. Острогорским. Как считали критики, в этом журнале нашло отражение все лучшее, что было в детских периодических изданиях предыдущих лет. Каждый номер содержал рассказ или повесть, очерк о жизни животных и природы, советы начинающим садоводам, листок для воспитателей и родителей, рецензии книг. Редактор стремился дать максимум полезной информации, для развития интеллекта в каждом номере помещались игры и загадки.

Одним из детских журналов-долгожителей можно назвать «Задушевное слово», издаваемое М. Вольфом (1877–1917); журнал для самых маленьких «Игрушечка» также выходил более трех десятилетий (1880–1912). Помимо традиционных рассказов, стихов, сказок в журнале были разделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола», «Для малюток». Популярными в начале XX века стали журналы «Светлячок», «Путеводный огонек», «Дело и потеха», в которых помещалось большое количество ребусов, шарад, фокусов, игр для младшего возраста. Для среднего возраста издавался журнал «Тропинка» (1906–1912). Среди авторов этого журнала были поэты А. Блок и К. Бальмонт, художники М. Нестеров и И. Билибин.

Обложка журнала «Задушевное слово»Обложка журнала «Задушевное слово». Санкт-Петербург. 1884

Эволюция детских журналов прошла путь от абстрактных рассуждений о добре и зле, от нравоучений о добродетели и великодушии до реального отражения действительности, будь то политика, наука или искусство. Всего в России в период с конца XVIII века до 1917 года выпускалось для детей различного возраста более ста журналов, и все они несли в себе идею русского просветителя Н. Новикова — «воспитывать добрых граждан», давать чтение «для сердца и разума».