Логотип

Занятие без названия

Коллекционирование киноплакатов - сравнительно новое увлечение человечества, зародившееся в США в 1960-х годах. В отличие от филателистов и нумизматов, собиратели афиш еще не успели придумать название своему занятию. Однако ряды коллекционеров киноплакатов стремительно ширятся. По оценкам историка и собирателя киноафиш Брюса Маршанта, "за последние восемь лет коллекционирование постеров стало страстью для многих тысяч людей". 

В 2001 году на аукционе Christie`s самым дорогим лотом оказался рекламный плакат к фильму "Космическая одиссея 2001 года" - он ушел за $ 10 300. 

Впрочем, эксперты аукционного дома Christie`s уверяют, что настоящий бум собирания киноафиш еще впереди и рекомендуют уже сейчас запасаться постерами 1980-х годов: "Лет через тридцать их стоимость может взлететь до заоблачных высот - правда, при условии, что фильмы, которые они рекламируют, будут признаны классическими". 

"Строго говоря, на стоимость киноафиши влияют множество факторов, - рассказывает Моррис Эверетт-младший, владелец крупнейшей в мире коллекции постеров. - Стала ли рекламируемая картина блокбастером? Какие звезды были задействованы в этом фильме? Является ли плакат оригиналом или всего лишь копией из дополнительного тиража? Любой из этих вопросов играет ключевую роль". Например, ветхий 80-летний постер к немой картине может заинтересовать лишь историка - если фильм или актеры, сыгравшие в нем ключевые роли, малоизвестны. 

Зато плакат к вестерну 1960 года "с участием забытой звезды, но хорошо запоминающимся сюжетом" будет стоить пятизначную сумму. Эксперты отмечают, что популярность той или иной категории киноафиш может меняться не только по прихоти моды, но и под влиянием ведущих аукционных домов. "У каждого жанра - свой "золотой век", - говорит Моррис Эверетт-младший. - За последние 39 лет, что я собираю киноплакаты, лишь киноафиши к научно-фантастическим фильмам и "ужастикам" пользуются постоянно высоким спросом". 

Согласно книге рекордов Гиннесса, самым редким и дорогим киноплакатом является афиша к картине 1932 года "Мумия". В марте 1997 года он был продан в Нью-Йорке на аукционе Sotheby`s за $ 453 500. Прежний владелец этого уникального постера - коллекционер Тодд Фейертаг приобрел его в начале 1960-х за $ 5 у деревенского тинэйджера. 

Второе место занимает киноплакат к фильму 1933 года "Кинг-Конг". Весной 1999 года на аукционе Sotheby`s эту афишу за $ 244 500 приобрела Сесилия Пресли - внучка кинорежиссера Сесла Б. ДеМилля, владеющая одной из крупнейших в мире коллекций рекламных постеров. На третьем месте - плакат к фильму 1934 года "Три маленьких седла", за который неизвестный покупатель выложил $ 96 000. 

За такую же сумму был продан рекламный плакат картины 1929 года "Мяч в игре" с изображением тогдашнего кинокумира Малыша Рута. Причем, по словам МэтьюВейгман, представителя аукционного дома Sotheby`s, это была единственная уцелевшая копия.В этом году на аукцион Christie`s были выставлены киноафиши к классическим фильмам с участием звезд первой величины, таких, как Мэрилин Монро, Шон Коннери, Одри Хэпберн, Хамфри Богарт и др. "Новая классика" была представлена, в основном, фантастическими лентами, вошедшими в анналы киноистории: "Звездные войны", "Планета обезьян", "Инопланетянин" и т.д. 

Помимо постера к фильму "Космическая одиссея 2001 года", наибольший интерес у участников торгов вызвали два плаката к фильму 1961 года "Завтрак у Тиффани" с участием Одри Хэпберн. Они были проданы за $ 13 000. "В 1961-м эта афиша стоила $ 1, - комментирует Моррис Эверетт-младший. - В начале 1990-х ее стоимость выросла до $ 200. А год назад за этот киноплакат можно было выручить, по меньшей мере, около $ 4 000".