Логотип
Издательство «МИФ»

Печатные книги в России XVII века

Введененное в Московском государстве в середине XVI в. книгопечатание стало развиваться в России быстрыми темпами. Все преимущества этого нового способа тиражирования книг были выявлены буквально в течение полувека. На протяжении XVII столетия в Москве было напечатано более 750 книг, большинство из них – на Московском печатном дворе, в главной русской типографии того времени. Кроме того, небольшие печатные мастерские существовали при крупных монастырях, функционировали типографии на Украине и в Белоруссии.

После смерти в 1602 г. Андроника Невежи, управлявшего Печатным двором с XVI столетия, руководить производством на Московском печатном дворе стал его сын Иван. С 1601 по 1611 г. Московским Печатным двором было выпущено 10 изданий церковно–служебного характера. В 1605 г. на Печатном дворе была открыта вторая «изба», в которой работал «печатных книг переплетный мастер» Анисим Радишевский. Во главе третьей «избы», работавшей в начале XVII в., был мастер Никита Фофанов, печатавший в 1609 г. Минею общую. Во время польско–литовской интервенции «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостатов разорися и огнем пожжена бысть…» Но книгопечатание продолжилось в Нижнем Новгороде. В 1614 г. Московский печатный двор был восстановлен.

Букварь языка славенскаСимеон Полоцкий. Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем, хотящим учитися чтению писаний. Москва, 1979 г.

В начале XVII в. Печатный двор становится мануфактурой, с присущей этому виду производства организацией и разделением труда. В России первые мануфактуры появились именно в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, которому государство оказывало особенно активную поддержку. Во второй декаде XVII в. на Печатном дворе работали мастера разных специализаций, каждый из которых, в соответствии с принципом разделения труда, выполнял свою работу: наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносные» экземпляры, предназначенные для царя и ближайшего его окружения) и др. Одним из главных учреждений Печатного двора становится Правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, которые корректировали и редактировали печатавшиеся книги, одновременно выполняя и цензурные функции. Среди людей этой профессии работали Федор Поликарпов, русский писатель и переводчик, будущий директор Московского печатного двора, Сильвестр Медведев, выдающийся публицист, писатель и деятель русского просвещения, обладатель одной из самых крупных частных библиотек в XVII столетии, Епифаний Славинецкий и многие другие. В начале 1630–х г.ов на Московском Печатном дворе появился Василий Бурцов–Протопопов, руководивший самостоятельным отделом типографии и именовавшийся «подьячий азбучного дела». С 1633 по 1642 г. он выпустил 17 печатных книг. В конце 1640–х г.ов в Троицкой башне была устроена «верхняя» дворцовая типография – личная типография царя, которой руководил Симеон Полоцкий. Она имела право на издание книг без специального разрешения патриарха и не зависела от управления Печатного двора. С 1679 по 1683 г. она выпустила 6 книг, в том числе – несколько сочинений самого Симеона Полоцкого. В 1654 г.во главе Печатного двора становится патриарх Никон, проводивший исправление церковных книг в связи с реформой церкви. С 1686 г.а руководство Печатным двором переходит в руки братьев Лихудов, которые одновременно преподавали и в Славяно–греко–латинской Академии. При них ученики и преподаватели академии работали в Печатном дворе справщиками и редакторами. . Оформление печатных книг XVII в. развивает традиции, сложившиеся в русских рукописных книгах XV–XVI веков, используются те же принципы, декорируются те же части книги.

Преимущественная часть печатных изданий XVII в. – литургические церковно–служебные книги. Это Апостолы, Евангелия, Псалтыри, т.е. произведения, обеспечивающие потребности церкви. Псалтыри на протяжении XVII в. были изданы Московским печатным двором 65 раз, Часословы – не менее 40 раз, Служебники – 28, Евангелия – 20, Апостолы – 20 и т.д. В 1663 г.была выпущена первая московская Библия с гравированным на дереве фронтисписом с государственным гербом, портретом Алексея Михайловича и точным планом Москвы. На втором месте по количеству среди российской печатной продукции XVII в. находятся религиозные книги для чтения вне церкви. Кроме того, издавались книги учебного и светского содержания, в том числе азбуки, буквари, грамматики, издания по математике, военному делу, праву. Тиражи книг XVII в. составляли от 400 до 1200 экземпляров

Развитие хозяйства, государственного управления и др. способствовало созданию книг для повседневного чтения, хотя и входящего в круг церковной литературы. Это сочинения церковных писателей (Ефима Сирина, Иоанна Златоуста и др.), сборники из произведений Византийских писателей, украинских и русских авторов. «Пролог» 1641 г.а – первая русская печатная книга для повседневного чтения, являющаяся обширным собранием житийных и нравоучительных текстов.

Особой группой изданий XVII в. были буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв. Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцев–Протопопов. В 1634 г.им была издана печатная «Азбука» ("Букварь языка словенска, сиречь начала учения детям"), которая очень быстро разошлась, и потому, уже в 1637 г.была переиздана. Во второе издание были включены стихи о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис со сценой наказания розгой провинившегося ученика. Гравюра светского содержания – явление новое в русской печатной книге XVII в.. Бурцев–Протопопов также первым в Москве ввел в печатную книгу наборный орнамент.

Карион Истомин. Букварь языка славенскаКарион Истомин. Букварь языка славенска. Москва, 1696 г.

К числу лучших изданий подобного рода принадлежит и знаменитый "Букварь" Кариона Истомина (1694), выпущенный Оружейной палатой тиражом 106 экземпляров – сорок три листа альбомного формата, гравированные резцом на меди Леонтием Буниным. В русских печатных букварях XVII в. использовались новые методы обучения и воспитания, например, в букваре «словено–росийских письмен» Кариона Истомина применен метод запоминания букв с помощью картинок. Буквы даны в различных начертаниях – не только славянские, но и греческие, латинские, а также в печатном и рукописном варианте. Иллюстрации к ним изображают предметы, названия которых начинаются с соответствующей буквы. На каждом листе – назидательное стихотворение. Кариону Истомину, педагогу, поэту и переводчику, принадлежит и другой букварь, отпечатанный типографским способом и известный под названием "Большой букварь" (1696). Он предназначался для внутридворцового пользования и лично для царевича Алексея Петровича и был издан тиражом всего 20 экземпляров, сег.ня представляет большую редкость (до сих пор обнаружены лишь два экземпляра этой книги). К 1648 г.относится первое московское издание знаменитой «Славянской грамматики» Мелентия Смотрицкого, дополненной отрывками из сочинений Максима Грека, примерами грамматического разбора предложения. Это книгой пользовались и в России XVIII в..

Развитие военного дела способствовало появлению в 1647 г.издания размером в лист с 35 гравюрами на меди «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», перевод с немецкого руководства по военному делу Вальдхаузена. Гравюры к изданию делали по заказу Алексея Михайловича в Голландии. Это – одно из первых печатных изданий по военному искусству. В 1649 г.вышло первое в России печатное издание свода русских законов – «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли привело к появлению таких книг, как «Грамоты о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное» (1682) для купцов и торговцев. К 1699 г. относится «Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков» – редчайшее издание на сег.няшний день, последняя светская печатная книга XVII в.. К раннепечатным книгам относятся кириллические издания, выпускавшиеся преимущественно Московским печатным двором, а также издававшиеся на Украине и в Белоруссии в XVII – начале XVIII в..

В рукописном и печатном виде в России XVII столетия происходит и распространение иностранной научной и художественной литературы. Если в XVI веке было сделано 26 переводов, в первой половине XVII в. – 13 переводов, во второй половине XVII в. – 114. В XVII веке увеличилось число лиц, владевших крупными книжными собраниями – служилые люди, члены царской семьи, высшее духовенство, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература – книг по истории, философии, географии, космографии, медицине, но религиозная литература по–прежнему преобладает.