Логотип

Сорта бумаги, использовавшиеся для создания книг в России XVII-XIX вв

Сорт бумаги, на которой написана или напечатана книга, часто оказывается важным фактором при определении времени ее создания. Толщина, прочность, водостойкость, цвет и другие свойства бумаги различаются в зависимости от сырья, имеющегося у изготовителей, а также от способа производства, характерного для определенного места и времени. Технология производства разных сортов бумаги тщательно засекречивалась, причем на сегодняшний день компоненты многих из этих секретных составов не раскрыты.

Божественная комедия ДантеПодписной переплет мастера Хитрова. Россия. 1840-е гг.

Древнейшая бумага славянских рукописей легко узнаваема по внешнему виду: это, как правило, толстая, волокнистая, шероховатая бумага с желтоватым оттенком. Кроме того, на Руси распространение получила так называемая александрийская бумага, которую, по-видимому, привозили из Греции. По внешнему виду и свойствам она напоминает ватман. Александрийскую бумагу, стоившую довольно дорого, по сравнению с другими сортами бумаги, использовали для изготовления рукописных книг, для написания государственных документов, а после начала книгопечатания – для печатания подносных богато оформленных экземпляров. В XVIII веке на александрийской бумаге печатались некоторые издания типографии Академии наук, а в XIX веке дорогие малотиражные богато иллюстрированные издания.

С середины XVII века в России получает распространение бумага верже (от фр. «полосатая»), белая и цветная, с видимой на просвет сеткой из полос. Бумага верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, на этой бумаге разного качества напечатано большинство русских книг XVIII – начала XIX века. Со второй половиныXIX века эта бумага изготовляется из целлюлозы, без древесины, она является бумагой высокого сорта, и используется, главным образом, для печатания дорогих малотиражных и подарочных изданий. В то же время, на толстой цветной бумаге верже печатали массовую учебную и справочную литературу.

Об интенсивности развития бумажного производства в России свидетельствуют следующие данные: если к началу XIX столетия в России изготовляли около 20 сортов бумаги, то в первое десятилетие XX века зафиксировано уже 109 сортов. Во второй половине XIX века увеличение количества выпускаемых книг и тиражей способствовали появлению дешевых сортов бумаги: тонкой, желтоватой, по плотности напоминающей газетную. На ней, например, печатались выходившие массовыми тиражами научно-популярные издания, приложения к журналам. В книгоиздательском деле России XIX-го – начала XX века это наиболее распространенный сорт бумаги. Опасаясь подделок, российские производители, по примеру западноевропейских, практиковали маркирование своей бумагиводяными знаками.

Кроме дешевых простых сортов, использовавшихся для массового книгопечатания, в России XIX века продолжают создаваться дорогие сорта бумаги, предназначенной для издания малотиражных и библиофильских изданий. Такую бумагу, несмотря на широкое распространение в это время машинного производства, продолжали изготовлять вручную.

Веленевая бумага, часто, как и бумага верже, изготовлялась только из целлюлозы, при помощи черпальной формы с тканевой сеткой. Лист плотной желтоватой бумаги, гладкой или шероховатой, был похож на тонкий пергамент (фр. ‘velin’). Эта бумага, впервые изготовленная в Англии в 1757 году Д. Баскервилем, получила распространение в России в XIX столетии. Веленевая бумага была одним из излюбленных сортов бумаги в изданиях М. О. Вольфа, кроме того, ее использовали художники для живописных и графических работ. Другой сорт бумаги, также использовавшийся в дорогих изданиях Вольфа, — слоновая бумага, гладкая, плотная, цвета слоновой кости, появившаяся на рубеже XVIII-XIX вв. Книги, напечатанные на веленевой бумаге, были значительно дороже печатанных на простой. Так, например, разница в цене посмертного собрания сочинений А.С. Пушкина в 11 томах (СПб., 1838-1841) на простой и веленевой бумаге составляла 15 рублей, немалую сумму по тем временам.

В России XIX века для художественных работ использовалось несколько сортов рыхлой и тонкой китайской бумаги белого цвета, изготовлявшихся из различных материалов (пеньки, бамбука, рисовой соломы, коры тутового дерева) без применения клея. На ней печатали иллюстрированные издания и литографии. Для печатания гравюр и офортов, а также иллюстрированных ими книг использовались и сорта японской бумаги, белой и цветной, очень прочной, разной по качеству — от шелковистой и тонкой до грубой. Особенной прочностью и устойчивостью к влаге отличалась японская бумага воси, на которой печатали роскошные богато иллюстрированные издания. Кроме того, во второй половине XIX столетия в России распространение получила и ватманская бумага, состав которой был изобретен в 1770-х гг. английским бумажным фабрикантом Дж. Ватманом-старшим. На ватмане в России печатали литографии и гравюры, рисовали карандашом и тушью.Иллюстрации в дорогих богато оформленных изданиях предохранялись от порчи с помощью листов тонкой рисовой бумаги. Японская, китайская и александрийская бумага в России XIX – начала XX века были наиболее редкими и дорогими сортами бумаги.

Многие российские издательства и типографии выпускали в пределах одного тиража книги, напечатанные на разных сортах бумаги. Такие издания практиковали братья Глазуновы, М. О. Вольф, В. Г. Готье, А. С. Суворин, П. П. Сойкин, И. Н. Кнебель, Экспедиция заготовления государственных бумаг, Товарищество «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг», Кружок любителей русских изящных изданий и другие. Позже — издательства «Скорпион» (1900-1916), «Гриф» (1903-1915), «Оры» (1907-1913), «Мусагет» (1910-1917), «Аквилон» (1921-1924).

Повторной переработкой бумаги начали заниматься в Китае со 105 года н.э. Появление в Европе бумаги, изготовленной из бумажных отходов, документально зарегистрировано в 1800 году. М. Купсу был выдан патент на «способ удаления печатных и письменных красителей с отпечатанной и исписанной бумаги и превращения упомянутой бумаги в массу с целью изготовления из той массы новой бумаги, пригодной для письма, печати и прочих целей». С середины XIXстолетия многие бумажные фабрики использовали бумажные отходы как основное сырье для изготовления бумаги.