Логотип
Издательство «МИФ»

Водяные знаки на бумаге

Филигрань с гербом г. МосквыФилигрань с гербом г. Москвы, 1727 г.

Во избежание подделок бумаги уже в XIII веке ее европейские производители стали практиковать водяные знаки — видимые на просвет изображения на бумаге, которые нельзя было уничтожить, не повредив листа. Это был знак собственности изготовителя бумаги, подделка которого строго каралась. В то же время для покупателей бумаги водяной знак был свидетельством качества товара.

Для изготовления бумажного листа с водяным знаком на сетку, служившую формой для ручного отлива бумаги, закреплялось (нашивалось) проволочное изображение соответствующего символа или монограммы. Когда вода стекала, на рельефной поверхности проволочного знака оседало меньше волокон, бумага утончалась, повторяя рисунок. На высохшем листе этот рисунок был виден на просвет. После изобретения бумагоделательной машины Дж. Маршалл, английский специалист по ручным черпальным формам, в 1826 году использовал так называемый «денди-ролл» для создания на бумаге водяных знаков. Устройство состояло из цилиндрического каркаса с натянутой на него плетеной сеткой, поверх которой нашивались (как в ручной черпальной форме) проволочные знаки, оставлявшие оттиски на влажной бумажной массе. В середине XIX столетия англичанин У. Смитом изобрел технику нанесения на бумагу полутоновых водяных знаков. Для этого создавалась восковая модель нужного рельефа, по которой методом гальванопластики создавались две металлические матрицы. Между металлическими матрицами зажимался сплетенный из тонких латунных проволочек сетчатый экран, на котором отпечатывались все детали восковой модели. Этот экран накладывался поверх сетки черпальной формы, и в толще бумаги, формуемой в ней, запечатлевались все тональные переходы восковой маски.

Водяные знаки давали сведения о владельце фабрики (личный герб, название фабрики, фамилия и титул фабриканта, фамилия мастера) и месте изготовления бумаги (герб страны, города, губернии), содержали портреты правителей, исторических деятелей, эмблемы, девизы, изображения флоры и фауны, религиозные сюжеты.

Водяной знак 'Pro Patria'Водяной знак 'Pro Patria'

По водяному знаку можно установить время и место изготовления бумаги. Впервые водяные знаки появились на бумаге в Италии, в концеXIII века — это был простой крест. В Голландии XVII века известны водяные знаки с изображением головы шута, на рубеже XVII-XVIII вв. — с гербом Амстердама, в XVIII – начале XIX века — с аллегорической сценой и надписью «За родину» (‘Pro Partia’). До начала активного производства бумаги в России, российские книги печатались на итальянской, французской, немецкой, польской, а со второй половины XVIIвека на голландской бумаге, о чем свидетельствуют имеющиеся на ней водяные знаки. Голландская бумага получила в России второй половины XVII века широкое распространение, постепенно вытеснив бумагу других стран. Голландская бумага была в России столь популярна, что вплоть до начала XIX века на бумаге российского производства воспроизводился один из голландских водяных знаков — аллегорическая сцена с надписью «За родину», в различных вариантах.

Введение практики маркирования бумаги водяными знаками в России находится в тесной связи с развитием бумажного производства вообще. Впервые собственное бумажное производство было организовано на Руси во второй половине XVI века под Москвой. Бумага с водяными знаками впервые была изготовлена в России в начале XVII века на бумажной мельнице Киево-Печерской лавры. Организация государственного бумажного производства, как и создание многих других видов производства, связана с эпохой правления Петра I. В 1716 году в селе Красном Копорского уезда Петербургской губернии была основана бумажная мельница, носившая название Дудергофской фабрики. В 1720 году бумагу, произведенную на Дудергофской фабрике, стали маркировать изображением государственного герба Российской империи — двуглавого орла. Бумажная фабрика И. М. и А. И. Затрапезновых в Ярославле в 1730-1760-х гг. в качестве водяного знака использовала изображение медведя, помещая его в рамку, сложность которой зависела от сорта бумаги. Русские бумажные фабриканты часто использовали в качестве водяного знака гербы крупных городов: Москвы (Георгий Победоносец), Ростова (олень), Ярославля (медведь с секирой), Вятки (натянутый лук) и других. По указу ЕкатериныII от 1778 года бумажные фабриканты должны были метить бумагу годом производства.

Филигрань с изображением белого медведя, 1915 г.Филигрань с изображением белого медведя, 1915 г.

Маркировка бумажного листа с помощью водяных знаков применялась в Европе до середины XVIII века, в России до середины XIX-го. Изучением водяных знаков стали заниматься в России еще в первой половине XIX века. Одной из первых в мире работ на эту тему является книга вологодского купца И.Лаптева «Опыт в старинной русской дипломатике, или способ узнавать на бумаге время, в которое писаны старинные рукописи» (СПб., 1824). Важными изданиями-справочниками в XIX веке являлись книга К. Я.Тромонина «Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге, посредством которых можно узнавать, когда написаны или напечатаны какие-либо книги, грамоты, рисунки, картинки и другие старинные и нестаринные дела, на которых не означено годов» (М., 1844), в которой приведено около двух тысяч водяных знаков, и трехтомник академика Н. П. Лихачева «Палеографическое значение бумажных водяных знаков» (СПб., 1899), с описанием более четырех тысяч водяных знаков. Эти исследования до сих пор используются букинистами и антикварами. Существуют альбомы водяных знаков, составленные также и современными учеными-филиграноведами (водяной знак иначе называют «филигранью»). С помощью водяных знаков бумагу можно датировать вплоть до десятилетия, хотя не обязательно, что книга была напечатана в это же время — бумага могла лежать несколько десятилетий до того, как ее взяли для создания книги.


В начало раздела "Букинистика">>>