Логотип
Издательство «МИФ»

Мемориальные экслибрисы поэта

25 июля 1980 года не стало Владимира Высоцкого, человека, по выражению Беллы Ахмадулиной, «осуществившего свою жизнь не как длительную вялость, а как сильный поступок». 40 лет назад ушел из жизни бард и актер, чье творчество было «нервом, натянутым в струну».

 

Экслибрис В. ВысоцкогоЕчкало А. Экслибрис В. Богайчука. 1996

Существует множество предметов коллекционирования, связанных с Высоцким: аудиозаписи его выступлений, фотографии и марки, книги и графика. «Высоцкий в экслибрисе» — тема нашей сегодняшней публикации в цикле «История экслибриса».

Известно большое количество книжных знаков, посвященных Владимиру Высоцкому. Среди коллекционеров, которые специально заказывали художникам подобные экслибрисы, хорошо известны В. Альбертин, С. Демин, А. Сазонов, большая часть представленных здесь экслибрисов — из их собраний.

Книжные знаки не равноценны по своей художественной значимости: они созданы как профессиональными, так и непрофессиональными художниками. Графическое искусство в XX веке достигло такого уровня, который позволил сочетать различные приемы и техники исполнения. Среди представленных книжных знаков есть великолепные работы, выполненные в сложной технике («сухая игла» в сочетании с «меццо-тинто»). Часть экслибрисов исполнена в редких для этого жанра техниках литографии, офорта, гравюры на мелкорельефной бумаге, что придает книжной графике почти осязаемую бархатистость. Приходится сожалеть, что при воспроизведении на страницах журнала экслибрисы теряют эту особенность.

Экслибрис В. ВысоцкогоАндреев Ю. Экслибрис А. Сазонова. 1992

Работы профессиональных художников отличаются продуманностью композиционных решений. Экслибрисы, выполненные непрофессиональными художниками, удивляют своей «фантазийностью» в трактовке сюжетов произведений Высоцкого и иконографии поэта. Порой только по подписи можно узнать в человеке с гитарой Высоцкого. Однако для некоторых заказчиков книжного знака это, может быть, и не столь важно. Среди экслибрисов выделяется тематическая группа, посвященная представителям разных профессий, воспетых Высоцким. Заказчиками таких книжных знаков стали не только любители книги или поэзии, но и более широкий круг людей — все, кому Высоцкий был близок и дорог.

Первые книжные знаки, посвященные Владимиру Высоцкому, появились еще при жизни поэта. В 1975 году художник В. Шпигов исполнил экслибрис для Высоцкого, однако нет достоверных свидетельств о том, видел ли сам Владимир Семенович этот знак. Но про другой экслибрис 1980 года художника В. Кошелева поэт знал, так как карандашный набросок был сделан в его присутствии. Основное количество экслибрисов создавалось уже после смерти Высоцкого, они являются мемориальными книжными знаками.

Экслибрис В. ВысоцкогоКриворучко О. Экслибрис Э. Гетманского. 1987

В книжных знаках можно встретить изображение Высоцкого в кино и театре: в роли поручика Брусенцова («Служили два товарища»), в роли Дона Гуана («Маленькие трагедии»), геолога Максима («Короткие встречи»), Гамлета.

Большинство книжных знаков представляет собой портрет Высоцкого, изображение дополняют герои и образы произведений поэта. Можно легко догадаться, что обозначают эти предметы: гитара, перо, кони, купола церквей и колокола.

Образ коня, как символа свободы, проходит лейтмотивом через все творчество Высоцкого (вспомним «Кони привередливые» или «Бег иноходца»):

Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.

Экслибрис художника В. Леоненко иллюстрирует песню «Купола»:

Экслибрис В. ВысоцкогоМороз С. Экслибрис автора. 1990

В синем небе, колокольнями проколотом, — 
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

Наибольший интерес вызывают сюжетные экслибрисы, являющиеся прямыми иллюстрациями к поэзии Высоцкого. Содержание текстов песен удачно представлено в книжных знаках работы художника А. Ечкало.

Серию экслибрисов «Песни Владимира Высоцкого» исполнил петербургский график Николай Стрижак. Экслибрис из собрания В. Альбертина иллюстрирует текст песни «Неправда, над нами не бездна, не мрак», здесь представлены строчки: «И любуемся мы на ночной зодиак, на вечное танго созвездий». Экслибрис В. Панкова рассказывает об «Охоте на волков». Книжный знак из коллекции Т. Подстреловой изображает персонажей «Песни про нечисть». Совсем другая трактовка этого же сюжета дана в книжном знаке художника Н. Неймеша для собрания В. Альбертина:

Экслибрис В. ВысоцкогоШибанов А. Экслибрис В. Альбертина. 1993

В заповедных и дремучих страшных муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.

В особую серию можно выделить символические книжные знаки, изображающие свечи, кассеты, кинопленку, театральные маски и, конечно же, гитару. Гитара для Высоцкого была частью его души, его свободы.

Экслибрисы, посвященные Высоцкому, экспонировались на нескольких выставках. Самые первые из них состоялись в 1988 году в Вильнюсе, Горьком и Ступино. В последние годы количество экслибрисов, связанных с жизнью и творчеством Высоцкого, значительно уменьшилось. Однако интерес к поэзии Владимира Высоцкого по-прежнему высок, и даже по прошествии 40 лет его стихи остаются актуальными.


В начало раздела "Букинистика">>>