Логотип

 

Гравёры и часовщики

Как спасти часы, воплощение человеческого гения, от обезличивания - неизбежного спутника промышленного производства? Есть два пути. Первый - изготавливать уникальные модели или выпускать часы так называемыми лимитированными сериями, с присвоением каждому экземпляру собственного номера. Второй - украшать корпуса, крышки и механизмы, используя различные декоративные техники, в частности, гравировку, которая занимает в этом ряду особое место.

Резьба по металлу, или, как её ещё называют, гравировка, часто применяется в сочетании с другими техниками, например, чеканкой и штамповкой. В основе последних лежит общий приём: металлический стержень вколачивается ударом молотка в металл, оставляя в нём углубления. Гравировка же - искусство более утончённое. Так же, как и рисунок, выполненный карандашом или пером, тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на разглядывание, на любование вблизи. Мастер-резчик по металлу должен быть, прежде всего, хорошим рисовальщиком. От него требуются зоркость и точность глаза, твёрдость и вместе с тем гибкость руки. "Гравировка линии является настоящим искусством. Даже если бы у меня был готовый эскиз, мне всё равно захотелось бы что-нибудь изменить в процессе работы. Вырезанная линия всегда точнее проведённой карандашом", - признаётся один из мастеров.

Для выполнения резных работ необходим набор стальных резцов-штихелей - узких, коротких клинков с острым, косо срезанным лезвием. Штихели, в зависимости от назначения, имеют различные формы. Обычно один конец резца для удобства вставляется в округлую деревянную ручку. Гравёр ведёт резец вдоль линий рисунка, прижимая к поверхности металла его острый край. Резец снимает с поверхности тонкую стружку и оставляет борозды-линии различной глубины и ширины, которые зависят соответственно от силы нажима и поперечного сечения штихеля.

Гравированные изображения могут быть как чисто контурными, без теней, без попытки передать объём и пространство, так и объёмными. В таких работах большое значение имеет красота силуэта, а линия является простым и универсальным видом украшения. Часто в подобной технике выполнены изображения с использованием растительных мотивов - цветов, листьев и вьющихся стеблей.

Но часто мастера интересуют именно контрасты света и тени, объём и расположение фигур в пространстве. Молодые самобытные мастера, постигшие гравировальное дело, кроме классических монограмм и инициалов создают, применяя тональные градации, необычные - особенно с точки зрения часового дела - объёмные изображения.

Журнал "Который ЧАС?" №4