Логотип

Время Фаберже

В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения Карла Фаберже. С течением времени цены на изделия прославленной фирмы поднимаются все выше. Появление на торгах произведений знаменитого ювелира привлекает самое пристальное внимание коллекционеров всего мира. Одним из наиболее востребованных направлений деятельности фирмы Фаберже были настольные часы.

 

Мастер Г. ВигстремМастер Г. Вигстрем. 1908–1917. Двухцветное золото, драгоценные камни, эмаль, нефрит. Высота 18,0 см. Лот № 370. Оценка £180 000–220 000. Продажа £556 000.Sotheby’s, Лондон. 1 декабря 2005

Настольные часы выпускали и до Фаберже, но только русский придворный ювелир довел дело изготовления настольных часов до эстетического совершенства при невиданном разнообразии. Впрочем, так обстояло дело с каждым предметом, за исполнение которого брался Фаберже.

Первые упоминания о часах Фаберже относятся к началу 1890-х годов, последние — к 1917 году. Мастера фирмы за этот период изготовили около 2000–2300 настольных часов. В это число не входят часы — пасхальные яйца и большие каминные часы типа "Серебряной группы из 25 амуров", изготовленной к серебряной свадьбе императора в 1891 году (проданы в 1996 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордную сумму — 1 650 000 долларов).

В музеях России настольных часов фирмы Фаберже не более десяти (три предмета в Оружейной палате, три в Историческом музее, два в Павловске и по одному в Государственном Эрмитаже и Царском Селе), в мире известно около 500.

Часы нужны всем — и царю, и большевику, они не несут политической нагрузки, поэтому сохранились и при советской власти. Однако прежде всего это функциональный предмет, который работает, ломается, выходит из строя. Ремонтировать такие часы в России было весьма проблематично, и потому многие уникальные предметы канули в вечность.

Те немногие настольные часы, которые попали на Запад через лондонское отделение фирмы Фаберже, а также в качестве кабинетских подарков или были вывезены эмигрантами, встречаются на антикварном рынке достаточно редко. Многие из них хранятся в музеях. В Лондоне было продано 81 изделие, и только 17 из них за последние 30 лет прошли через аукционы Christie’s и Sotheby’s. Всего в каталогах этих аукционных домов описано более 200 часов Фаберже. Еще около десятка "лондонских" часов можно обнаружить в каталогах выставок и монографиях. Таким образом, известно лишь 27 "лондонских" часов, что составляет 32 процента от всех продаж через лондонский магазин фирмы Фаберже.

Мастер М. ПерхинМастер М. Перхин. 1899–1903. Золото, серебро, бриллианты, полупрозрачная эмаль. Высота 12,0 см. Лот № 37. Оценка $150 000–200 000. Продажа $968 000. Sotheby’s, Нью-Йорк. 3–4 ноября 2005

В рабочем альбоме мастерской Генрика Вигстрема, обнаруженном в 1990 году, за период 1911–1916 годов содержится 62 рисунка настольных часов. Из них атрибутировано не более 20 процентов. Мы учли более 400 часов с инвентарными номерами фирмы. По годам эти часы распределились следующим образом. Период 1890–1898 годов — 19 процентов, период 1899–1907 годов — 36 процентов, период 1908–1916 годов — 45 процентов. Таким образом, рост выпуска настольных часов увеличивался с каждым годом. Закрытие фирмы в начале 1918 года прервало этот процесс. Часовая пружина Фаберже-Мозера лопнула. Время творчества Фаберже закончилось, началась эпоха антикварных аукционов.

Справедливости ради следует сказать, что с началом Первой мировой войны все часовые механизмы были объявлены стратегическим товаром, а фирма Фаберже лишилась источников поступления часовой "начинки" из Швейцарии.

Анализ художественных достоинств часов не входит в предмет нашего сообщения. Отметим лишь необычайное разнообразие творческих подходов, по композиционному решению, по формообразованию, колористической гамме и применяемым материалам.

Часы и два портрета-фотографии. Мастер М. ПерхинЧасы и два портрета-фотографии. Мастер М. Перхин. До 1899. Золото, серебро, эмаль. Диамерт 22,0 см. Лот № 196. Оценка $40 000–60 000.Christie’s, Женева. 17 ноября 1981

Механизм часов в основном поставлялся швейцарской фирмой Мозер. Это часы первого класса, на рубиновых камнях, с недельным заводом. Механизм стоил 40–50 рублей. Стоимость часов от Фаберже варьировалась в диапазоне от 150 до 1000 рублей, но чаще всего составляла 200–300 рублей. Московский ювелир в те годы зарабатывал 40 рублей в месяц, петербургский — 50 рублей. Около трети всех часов выпустила мастерская Михаила Перхина.

Часы от Фаберже — желанный предмет коллекционирования и антикварной торговли. Антикварный потенциал группы "часы" весьма велик. Он оценивается нами в настоящее время в 100 миллионов долларов, из расчета средней цены в 100 000 долларов на 1000 часов, которые могут быть еще вовлечены в антикварный оборот. 100 миллионов долларов — это очень серьезная сумма. Еще два года назад ей равнялся суммарный годовой оборот русских продаж Christie’s и Sotheby’s вместе взятых.

Часы в форме столика в стиле ампирЧасы в форме столика в стиле ампир. Московская фабрика фирмы Фаберже. Серебро, позолота, эмаль, жемчуг. Инвентарный № 24358. Высота 8,7 см. Лот № 95. Оценка $120 000–160 000. Продажа $152 500.Christie’s, Нью-Йорк. 19 апреля 2002

Узнав о небывалых ценах, многие владельцы стремятся воспользоваться конъюнктурой: на рынке появляется много часов от Фаберже довольно простой формы, чаще всего прямоугольной. Дорогие часы имеют веерообразную форму, еще более редкие и дорогие — форму шестиугольной звезды. Последние продажи в конце 2005 года дали рекордные результаты. Желтые и красные эмалевые часы в форме шестиконечной вифлеемской звезды, при оценке в 200 000–250 000 фунтов стерлингов, проданы за 926 400 фунтов стерлингов (1 603 000 долларов). Они же еще в 1998 году были проданы в Женеве за рекордную тогда сумму — 339 000 долларов. Эти цифры вызвали смятение среди клиентов Sotheby’s; сейчас заоблачные цены уже никого не удивляют.

Около 5 процентов часов — треугольной "масонской" формы. Их популярность постоянно растет. Факторами, повышающими цену, являются историческая принадлежность (бытование) часов и материально-технологические характеристики. Сильно прибавляют в стоимости часы, украшенные по ободу циферблата полужемчужинами. Влияют на стоимость драгоценные и полудрагоценные камни. Очень ценятся редкие часы с миниатюрными портретами и эмалевыми картинками ("Вид Невы" и другие). Но подобные предметы украшали разве что письменные столы монархов. Есть часы почти без украшений, но поражающие совершенством исполнения. Это часы-параллелепипеды из ляпис-лазури, родонита, нефрита, бовенита или пурпурина. Такие "приборы времени" — мечта любого антиквара и коллекционера.