Логотип

Золотое время...

В течение многих столетий, для красоты, почти все составляющие часов выполнялись из золота или, по крайней мере, покрывались позолотой. В начале XVI-XVII века почти одновременно в Германии, Англии и Северной Италии появляются маленькие портативные часики. Одними из первых они появились у королевы Елизаветы I и были украшены рубинами, изумрудами, жемчугом, гранатами и агатами. Корпуса и циферблаты украшались не только драгоценными камнями, но и миниатюрами на эмали, при этом все, безусловно, выполнялось на золотой основе.

В XVI-XVII веках во Франции Париж и Блуа особенно славились мастерами росписи на эмали, в то время как английские часовщики эпохи Стюартов украшали корпуса горным хрусталем и цветными камнями.

Радикальные перемены в техническом плане принесло изобретение Хиггинсом сбалансированной спиральной пружины. И с 1675 года часы из предмета роскоши, показывающего время лишь весьма приблизительно, превращаются в прибор высокой точности.

Нововведением XVIII столетия явилась светопроводимая цветная финифть, украшающая позолоченную поверхность корпуса часовых моделей. В это же время, особенно в Англии, большой популярностью пользовалась специальная техника «Repousse», рельефно изображающая мифологические сцены. Однако по обе стороны Ламанша, часовщики совершали одну и ту же ошибку: производили маленькие серии прекрасных дорогостоящих произведений искусства.

С другой стороны, в Швейцарии в начале XVIII века, уже был начат массовый выпуск часов. Это были простые, но надежные модели, реализуемые по разумным ценам.

К 30-м годам XIX века толщина корпуса часов уменьшилась с 40 мм, какой была в начале XVIII века, до 3 мм. Бережное и экономное обращение с драгоценным металлом с тех пор у часовщиков в крови. В 50-е годы XX века изготовляли изящные добротные дамские часы, на корпус которых уходило всего 1,6 гр золота.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что швейцарская часовая индустрия, после преодоления так называемого «кварцевого кризиса», обладает самой высокой компетенцией в производстве часов, в том числе и золотых. Неистребимое тяготение людей к «желтому дьяволу» удовлетворяется в Швейцарии настолько, что практически 95% мирового производства золотых часов сосредоточено здесь.

Ежегодно примерно на 450 тысяч золотых часов ставится клеймо швейцарского качества, причем почти 96% процентов продукции изготавливается из 18-каратного золота.

На маленькие дамские часы идет около 8 гр. золота. А среди мужских моделей лидируют часы марки «Rolex», корпус которых весит около 40 гр. Статистические данные показывают, что мировой часовой индустрии ежегодно требуется 8-12 тонн высокопробного золота.

В этом отношении у Швейцарии мало конкурентов. Три крупнейшие японские часовые фирмы-производители «Citizen», «Orient» и «Seiko» поставляют ежегодно около 25 000 золотых моделей на мировой рынок, в то время как индийская фирма «Титан» производит от 8 до 10 тысяч экземпляров, выпускаемых под маркой «Tanishq».

Что касается золотых браслетов к часам, то они весят от 20 до 100 грамм, и на их изготовление уходит ежегодно от 10 до 13 тонн золота высшей пробы в год. И вновь пальма первенства у марки «Rolex», само название которой в нашей стране воспринимается как синоним баснословного богатства.

Большинство 18-каратных золотых часов (сплав желтого золота с 10% меди и 15% серебра) Швейцария производит на экспорт. В самой же Швейцарии предпочитают сплав темного золота с 12% меди и 13% серебра. Некоторые фирмы для повышения престижа марки используют розовое и красное золото. В получении белого золота сегодня доминирует сплав 16% платины и 9% серебра. Популярность платины на современном рынке неуклонно растет. Следует отметить также, что примерно 75% этого металла поставляется из России. Особое предпочтение отдается белому золоту, в котором содержится лишь 10% хрома. Для получения этого сплава используется также и железо.

Золотой массив

Массивное золото в современных наручных часах применяется при изготовлении таких частей, как корпус, циферблат, стрелки, механизмы, браслет и его застежка. Одной из первых наладила производство золотых наручных часов швейцарская фирма «Gerard-Perregaux». В 1879 году эта компания получила заказ на изготовление для офицеров немецкого королевского флота часов с защитной стеклянной крышкой, которые предусматривали кожаный ремешок, застегивающийся на кисти руки. Корпус этих часов изготовлялся из 14-каратного золота: в то время оно не было дорогостоящим материалом. Ремешок крепился к массивному корпусу, надежность которого обеспечивало добавление золота.

Многие часовщики приобретают сегодня необработанные золотые детали, так сказать, полуфабрикаты, у таких известных фирм как «Precinox» или «Metalor». Обе компании занимаются переработкой золотосодержащих элементов и получением из них чистого золота. Это достигается путем переплавки и вакуумизации металлических сплавов. Получаемые золотые слитки проходят вальцевание и преобразуются в тонкие пластины. Полученные металлические листы могут быть сложены небольшими закрепленными проволокой пачками или же свернуты в рулоны. Эти полуфабрикаты используются для изготовления браслетов, механизмов и мелких деталей.

Комплексная чеканка

Чеканка — это в высшей степени ответственная работа, безупречно выполнить которую в состоянии лишь высококвалифицированные специалисты. Varin Etampage — один из самых известных мастеров в этой области. Из необработанных полуфабрикатов он создает превосходные детали, идеально подходящие для комплектации часов. Процесс чеканки включает в себя многократную обработку деталей под прессом — по меньшей мере 5 для обыкновенного корпуса и до 40 для корпуса нестандартной комплектации. При прохождении под прессом весом от 80 до 120 тонн, материал сжимается с боков, и лишние части могут срезаться с граней изделия. При этом для облегчения работы детали могут нагреваться до 640-650 градусов Цельсия, и в результате желаемая форма достигается с точностью до +20/0 микрон или +20/0 тысячных мм.

При чеканке обязательно использование острозаточенного инструмента, так как требуется создавать многообразные формы, особенно некруглые, границы которых практически не обозначены. Острые углы, как в прямоугольных формах, создают угловатые образы корпусов, глубокие ячейки и асимметричный дизайн которых не представляют никакой проблемы, в то время как при состругивающей обработке они вряд ли бы получились. Плавка металла под высоким давлением выгодна в том плане, что происходит его закаливание и в дальнейшем можно без осложнений подвергать деталь чеканке.

В то же время все имеющиеся поры и лунки в материале закрываются и исчезают. Подобная обработка надежна, допускает введение инноваций. Этот процесс характеризуется выгодной микроструктурой, внутри корпуса проводится фрезеровка, теплообработка и обточка, а внешняя поверхность для получения желаемого эффекта, подвергается полировке, алмазной огранке и особой мягкой чистке. Оправы корпусов обыкновенно поставляются часовщикам в абсолютно готовом виде, так что в них остается вставить лишь сами часовые механизмы.

В противоположность всем остальным швейцарским производителям, известная фирма «Swatch-group» идет далеко вперед в изготовлении золотых корпусов. Она лично контролирует две перспективные фабрики по их изготовлению: «Favre-Perret» и «Lascor». «Lascor» работает над комплексными очистительными процессами, а также надо получением 18-каратных сплавов, в состав которых входит платина. Почти полностью готовые часовые оправы отправляются в г. Тессин, где помечаются клеймом настоящего швейцарского качества. Для такой фабрики как Patek Philippe в Женеве, выпускающей около 25 000 часов в год (почти все в золотых корпусах) подобные очищенные сплавы невыгодны. Поэтому фабрика приобретает качественные заготовки у внешних поставщиков, а затем пропускает их 5-8 раз сквозь пресс. Состругивающая обработка и полировка полностью осуществляется уже на фабрике. Также именно здесь корпуса, браслеты и циферблаты украшаются бриллиантами или цветными камнями. Кроме этого фабрика PatekPhilippe сохраняет старые традиции ювелирной гравировки на золотой поверхности часов. Высококвалифицированные мастера выполняют гравировку маленькими, но очень острыми резцами. На корпус наносятся эмалевые миниатюры на классические сюжеты.

Высокое качество hand made

Наряду с серийным фабричным производством корпусов для золотых часов отнюдь не вымирает, а, наоборот, продолжает развиваться изготовление единичных образцов ручной работы. Наиболее известен в этой области Brunot Affolter, известный своей бесценной коллекцией как настольных, так и наручных часов, выполненных из белого или желтого золота. Среди его клиентов такие известные в швейцарской часовой индустрии имена, как Breguet, Gerard-Peregaux, Helet, Parmigiami, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin. Affolter работает как с классическими токарными станками, так и с оборудованием современного поколения для изготовления наручных и интерьерных часов.

Их центральной деталью является золотое кольцо, отштампованное специальным станком на бронзовой основе. Основания, покрышки и винтики - все это путем холодной фрезеровки покрывается позолотой, слоем 0,7 -0,8 мм. Вес единичных изделий достигает 180, а иногда и 300 грамм. На обычные модели уходит 150 гр, а на самые простые настольные часы — примерно 75 гр.

Стрелки и циферблат

Большинство золотых часов выпускается с позолоченными бронзовыми стрелками, и лишь престижные марки, особенно «Rolex», выполняют стрелки из чистого золота. Часы класса люкс зачастую отличаются необычной и довольно замысловатой формой стрелок. Во всех эксклюзивных часах стрелки — это высококачественная ручная работа виртуозных мастеров.

Массивное золото крайне редко применяется в изготовлении циферблатов. Это свойственно лишь часам класса люкс, которые почти сплошь усыпаны бриллиантами. Камни устанавливаются в специальные чашечки из белого золота. Часто на золоте циферблата ставится проба в виде крохотного клейма. Поскольку циферблат не испытывает никакого воздействия, а поэтому и быстро не изнашивается, его можно изготавливать из различных экзотических материалов, например, из голубого золота, представляемого маркой PatekPhilippe. Эксклюзивным вариантом являются и классические медные циферблаты с особой слоеной позолотой.

Часовые циферблаты из массивного золота подвергаются полировке, гравировке, чистке, вальцовке. Часто встречаются вставки росписи по эмали. Числа, название марки, логотипы или вырезаются или же фрезеруются, потому как штамповка на золотых циферблатах применяется редко.

Интересным элементом декора являются тонкие пластинки, выполненные в виде полумесяца и изготовленные из драгоценных камней, оникса или жемчуга. Они накладываются на основную основу из золота.

Исходным материалом для изготовления циферблатов являются золотые пластины шириной 43мм и толщиной 0,3-0,4 мм, которые с обеих сторон имеют ноздреватую поверхность. В дальнейшем это облегчает создание специальных окошечек для даты и дня недели. В середине просверливается отверстие для стрелок. Таким образом, будущие циферблаты изготавливают из металлических пластин, прошедших качественную фрезеровку, с уже готовыми окошками для хронографических показаний. Запущена в производство и серия специальных моющих средствы для проведения полировки корпуса с помощью специальных вращающихся медных щеток.

В изготовлении золотых циферблатов путем гальванизации специализируется фирма «Blosch». За основу здесь берутся прототипы ручной работы, с которых может сниматься множество полистироловых оттисков. Электрическим путем эти образцы покрываются золотым напылением. После этого гальваническое золото отделяется и дается свобода художественной фантазии. При этом для получения двухцветного циферблата с элементами литографических сюжетов может использоваться черный никель. Корпусные вкрапления и винтики необходимы в часовом искусстве, так как они играют важную эстетическую роль. Через замену одного такого винтика можно узнать всю историю устройства часов. Наряду с этой деталью важны и рычажки, обеспечивающие многофункциональную работу хронографа. Обычно как винтики, так и рычажки изготавливают из массивного золота. Одним из наиболее известных изготовителей этих элементов является фирма «Meco» — дочерняя компания «Swatch -group». Винтики и рычажки стоят 4-10 долларов за штуку и весят всего 0,25 — 0,5 гр. Их изготавливают из крупных стержней 18-тикаратного золота, которые раскраиваются в длину. Путем чеканки, вырезанные детали обретают требуемую форму, при этом они дважды проходят под прессом, полируются и получают алмазную огранку. В результате получаются довольно объемные цилиндры с зубчатыми гранями.

Золотые детали часов

Почти все детали механических часов можно изготавливать из золота: начиная от механизмов, выполняемых из 22-каратного золота и заканчивая крохотными золотыми ободками и пластинками для которых используют 14 - 18 каратное золото.

С технической точки зрения данные сплавы ничем не лучше той же самой меди, однако их обработка гораздо сложнее. Это выражается в таком свойстве золота, как способность сжиматься и расширяться. Часовой механизм и окружающие его колесики обычно изготавливаются из твердого 9 - 10-каратного золота. Золото создает особую эстетику своей полировкой и сверкающим видом, чего нельзя добиться от гальванической позолоты. Первые 100 образцов механических винтиков были изготовлены для марки «George Daniels —Koaxiachemmong» фирмой «Nivavox - Far» в Лалокле из низкокаратного золота. На основе подобного золота создаются, как правило, и маятники.

Спиральные пружины часов, вслед за знаменитыми английскими мастерами XIX века Edvard J. Dent и John Roger Arnold, выполняются из сплавов типа золота-медь или золото-серебро, в которых золото составляет 75-87,5%. Прочность и эластичность деталей достигается путем холодной вальцовки. Спирали, изготовленные из подобных сплавов, можно встретить и в морских хронометрах работы таких мастеров как Edvard J. Dent, Ylisse Nardin и John Roger Arnold.

Высококачественные часы с маятником производятся известной фабрикой «Lange et Sohne», расположенной под Дрезденом. Материалом для них также служит 14-каратное золото.

С конца XIX века основы часов изготавливались из особого сплава, который содержал 37,5 % золота, 27,1% меди, 22,9% серебра и 12,5% платины, а в механизмах использовались рубины. Из подобных же сплавов изготавливались всегда и пружины, и стрелки, и стержневые механизмы. Ведь часы, полностью выполненные из золота — это последнее веяние в часовом искусстве.

Известные золотые часы

Gerard Pergeux, основатель швейцарской торговой фирмы, был истинным почитателем золота. Особое предпочтение он отдавал сплаву 18-каратного розового золота. Знаменитый мастер использовал его не только для изготовления корпуса, циферблата, стрелок и пластинок, но также и для создания крохотных часовых элементов: рычажков, винтиков и пружинок (он предпочитал хронометры с крышечками на пружинках).

В 1880 году, после 30 лет бесконечных экспериментов, Gerard Pergeux пришел к выводу, что три идентичных и симметричных плоских рычажка из розового золота служат своеобразными ручками для пружины, а также для круглых крепежных винтиков часовой и минутной стрелок. При жизни мастер изготовил лишь около 30 единственных в своем роде часов. В 1982 году было решено создать подобные образцы, но меньших размеров. Эта кампания длилась несколько лет и в результате знаменитые модели удалось уменьшить до наручных часов. С тех пор это самые популярные модели от Gerard Pergeux.

Марка Frederic Piguet в Le Brassus специализируется на изготовлении высококачественных механических часов. В ассортименте этой марки новая линия 21 калибра. Пластины и рычажки в этих моделях выполнены из 18-каратного золота. Особенно интересна скелетируемая модель. Похожие часы были созданы в 1991 году известным мастером Jaeger LeCoultres в соседней местности Le Sentier для знаменитой коллекции Reverso. Наиболее эффектна модель, созданная к 60-тилетнему юбилею этой марки: корпус выполнен из 18-каратного розового золота, а пластины и четыре рычажка из 14-каратного желтого.

Золотые часы «Par excellence» создал известный часовщик Ханс-Ульрих Клингенберг — основатель фирмы «Century Time Gems» в Мидо. В 1971 году он создал серию часов, изготовленную из единого слитка огненного золота — 2 мужские модели и одни часы для дам. Слиток предварительно должен быть обточен, однако этот убыток возместится изготовлением мелких деталей типа винтиков, креплений, звеньев браслета, которые тоже выполняются из золота. Верхние слои отточенного до блеска слитка предназначаются для будущих циферблатов. Знаменитая швейцарская часовая марка Corum в 80-е годы создала часы, циферблат которых, также изготовлен из отшлифованных стенок золотого слитка весом около 2,5 гр.

Очень привлекательны и часы с золотой чеканкой. Первая модель подобного образца появилась в 1820 году, однако она ограничивалась лишь миниатюрными узорами на золотом циферблате.

Современные часы с золотой чеканкой были созданы в 1964 году маркой Corum и до сих пор пользуются успехом у ценителей прекрасного. Восхитительные элементы золотого декора украшают сегодня как механические, так и кварцевые модели. Излюбленными чеканками являются «американский орел», французский «наполеон» и британский «соверен». Очень часто выполняется рельеф на рисунок с небольшими лунками (особенно в области цифровой разметки и браслетных креплений), служащими для установки стеклянной крышечки циферблата.

Надо ли говорить, что российские производители золотых часов изо всех сил стараются не отставать от своих именитых зарубежных конкурентов, тем более что можно говорить овостребованности отечественных золотых изделий определенным слоем покупателей. Знатокам и любителям золотых часов с клеймом Made in RUSSIA, безусловно, известны марки ГРИФОН и ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ. Одним из самых больших достижений компании ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ является выпуск единственных в России золотых часов с открытым механизмом («скелетон») из белого золота. Услугами, приближающими деятельность компании вплотную к клиенту, являются нанесение на циферблат или крышку часов эмблемы, надписи, рисунка и возможность украшения циферблата или корпуса фамильным бриллиантом заказчика.

Торговой маркой и символом золотых часов Московского монетного двора является ГРИФОН — мифологическое животное, охраняющее золото, сильное и бдительное. Мужские и женские часы, выпускаемые из золота 585 пробы, оснащены механизмом ЕТА и собраны в цехах Московского монетного двора на высокоточном швейцарском оборудовании. Привлекает внимание оригинальное внешнее оформление циферблатов с применением перламутра, серебра, золотых накладных знаков.

Золото в кварцевых часах

Кварцевые золотые часы отличает непревзойденная точность и изысканная утонченность. Эти преимущества делают кварцевые модели не менее популярными, чем механические образцы. Специфическим в кварце является применение золота в сочетании с хромом для изготовления электронных схем, диаметр которых колеблется между 13 и 37 микронами. Созданы они из чистого 99,999% золота.

Гальваническим способом покрываются позолотой даже такие мелкие детали как штифты и пластиночные прокладки. Наносится золотое напыление и на кварцевый кристалл, частота работы которого составляет 32 768 гц. Составляющие его микросхемы и контакты с помощью лазера запаиваются в особую оболочку, напоминающую футляр.

В кварцевых моделях от Gerard Pergeux внутренний футляр для батарейки выполняется из массивного золота, и при вытекании электролитов, что случается крайне редко, оно предотвращает их попадание в микросхемы. Подлинная роскошь встречается не часто!

 Журнал "Часовой Мир"