Логотип

Наполеон — Власть И Страсть. История Ампира

15 августа 1769 года на острове Корсика, в Аяччо, в семье адвоката Карло Бонапарте и Летиции Рамолино родился второй сын, названный Наполеоне. В 1779 году он по протекции поступил на учебу за казенный счет в Военную академию в Бриенне, продолжил образование в Военной школе Парижа. Служил в гарнизонах Валенса и Оксонна в качестве младшего офицера артиллерии. В 1791 году получил звание лейтенанта, а через некоторое время — капитана. Наделенный от природы недюжинными способностями и феноменальной памятью, уже имея определенный багаж знаний, он, тем не менее, продолжал упорно учиться, изучая политику, математику, философию, постигал историю древнего мира. Его кумирами были Ю. Цезарь, Ганнибал, А. Македонский. С трудами выдающихся деятелей эпохи Просвещения — Ж.Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро, Гельвеция, Лафонтена, Монтескье он никогда не расставался. 
Удача сопутствовала Наполеону. После успешно проведенной операции по освобождению Тулона, захваченного сторонниками короля, и знакомства с Огюстом Робеспьером карьера Наполеона стремительно пошла вверх. В Париже он познакомился с Жозефиной де Богарне, вдовой с двумя детьми от предыдущего брака. Он страстно влюбился и умолял ее выйти за него замуж. И она решилась. 
Брак Наполеона и Жозефины был заключен 9 марта 1796 года. Если Наполеон любил когда-нибудь женщину страстно и неповторимо, то, конечно, это была Жозефина. Природа щедро одарила ее привлекательными внешними данными. Но интересы Жозефины ограничивались красивыми платьями, дорогим бриллиантами, балами и прочими развлечениями. Правда, Наполеон мало обращал внимания на эти мелочи. Жозефина очень скоро стала законодательницей мод и главной покровительницей ювелирных домов. Ювелирные украшения были ее самым большим увлечением, и она тратила на них миллионы. В собрании ее драгоценностей было множество уникальных изделий, в том числе шедевр эллинистической глиптики — камея Гонзага. 
Через несколько дней после свадьбы генерал Бонапарт, назначенный командующим Итальянской армии, был вынужден оставить Жозефину. Он был отправлен выполнять стратегическое задание — освобождать северные территории Италии от оккупации австрийскими войсками. Несмотря на все трудности этой первой по-настоящему крупной для Бонапарта компании (зачастую приходилось спать по три часа в сутки, не раздеваясь) он каждый день писал Жозефине пламенные, страстные письма. 
Итогом итальянской кампании 1796 года стал разгром нескольких лучших австрийских армий и выход всей северной Италии из-под власти Габсбургской монархии. Имя Наполеона Бонапарта сделалось известно всей Европе. В качестве контрибуции золото из городов оккупированной Италии рекой потекло в Париж, а вместе с ним и выдающиеся произведения искусства из итальянских музеев и картинных галерей — «дабы присоединить к блеску военных трофеев очарование благотворных и утешительных искусств». 
Когда в декабре 1797 года Бонапарт вернулся в Париж, он был уже заметной политической фигурой. «Какой человек наш Бонапарт! Ему еще нет 28 лет, а над его головой все виды славы — слава войны, слава мира, слава сдержанности, слава благородства: он имеет все». Так писал 10 мая 1797 года о молодом генерале Талейран. Чтобы убрать из Парижа получившего чрезмерную популярность генерала, правительство Франции (Директория) дало согласие Бонапарту на проведение египетской экспедиции. Египет нужен был Наполеону как база для создания новой колониальной империи Франции. Кроме лучших генералов Франции он взял с собой и представителей науки и искусства, составивших впоследствии «Институт Египта». Именно с этой экспедиции началось планомерное изучение европейцами древнейшей египетской цивилизации. Найденный участниками экспедиции Розетский камень помог расшифровать древнюю египетскую письменность. Забавно, но и сам Наполеон, прогуливаясь вокруг лагеря по развалинам Пелузы, нашел потрясающей красоты камею императора Августа. 
В Париже между тем дела обстояли крайне плохо, и возвращение Наполеона многие политики рассматривали как спасение французской государственности. Назревал очередной переворот. Директория находилась на краю гибели. Наполеон воспользовался сложившейся ситуацией. Верные ему войска, в которых передовым отрядом командовал Мюрат, разогнали Собрание народных представителей. 16 января 1804 года Наполеон был назначен Законодательным собранием Франции пожизненным консулом. Но Бонапарту этого было мало, и в мае 1804 года он стал императором Франции. 
Наполеон начал с грандиозной перестройки всего аппарата управления Франции. Он вникал во все вопросы экономики, промышленности, торговли, учредил государственные премии за достижения в науке и искусстве. Наполеон старался как можно более плодотворно использовать мирное время, однако вскоре началась новая война с Австрией за итальянские территории. После каждой победы границы империи Бонапарта расширялись, а количество вассальных государств увеличивалось. В промежутках между войнами во Франции строились новые дороги и каналы, поощрялись всевозможные ремесла, искусство и наука. Открывались школы и лицеи, музеи обогащались трофейными предметами. Франция процветала. 
После военных экспедиций в Италию и Египет Наполеон ясно представлял, каким должно быть искусство создаваемой им новой Франции. Мастерам было предписано брать за образец величественные и воинственные образы Древнего мира — Египта, архаиче-ской Греции, Рима. Ведущая роль в формировании нового стиля, получившего название ампир (Empire — империя от лат. imperium — командование, власть), принадлежала имперскому живописцу Ж.-Л. Давиду. Давид создавал эскизы мебели и оформлял интерьеры, разрабатывал моду в одежде, используя собственные рисунки с этрусских ваз, находки в Геркулануме и Помпеях в Италии. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, сделанной мастером Жакобом. 
Ампир весь пронизан ассоциациями. Орел становится символом империи, им украшают древки флагов воинских соединений. Маска Аполлона ассоциируется с «Королем-Солнцем»; лук, стрелы и скрещенные мечи — это военные успехи, лебедь — символ Жозефины. Языческие боги, сфинксы, кариатиды, листья лотоса и камыши — аллегории Египетского похода. Композиция в стиле ампир строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. В моду вошли римские цифры. Дорогая мебель делалась из темного дерева с золочеными рельефными и ажурными бронзовыми накладками в виде доспехов, лавровых венков, ликторских связок и орлов. В будуарах светских дам «поселились» туалетные столики с вращающимися зеркалами-псише. 
Придворными архитекторами Наполеона стали Ш. Персье и П. Фонтен. Они оформляли интерьеры императорских дворцов, построили Триумфальную арку в Париже. Скульптор А.-Д. Шодэ увенчал Вандомскую колонну статуей Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге. Спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была декорирована дорогими тканями и превращена в роскошное подобие походной палатки римского центуриона. Придворные императрицы одевались в туники и в качестве украшений носили браслеты из простых камней, прекрасно обработанных мастерами глиптики. После коронации в декабре 1804 года в распоряжении Наполеона и Жозефины оказались ювелирные украшения французских королей, большую часть их они отдали переделать в стиле неоклассицизма, обозначив таким образом свою связь с империями Греции и Рима и особый императорский статус. 
В 1802–1813 годах была издана многотомная монография «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам барона Д.-В. Денона. В 1812 году вышло в свет «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами этой работы были Персье и Фонтен. Иллюстрации Денона, Персье и Фонтена стали главным пособием для рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.

Каминные часыКаминные часы. Франция, Париж. 1830-е. Бронза, эмаль, золочение, патинирование, литье, чеканка. Частная галерея

Среди парижских мастеров незаурядным дарованием выделялся придворный бронзовщик П.-Ф. Томир. Он изготавливал бронзовые изделия со скульптурным декором — бра, канделябры, треножники, вазы, люстры, торшеры и корпуса часов. Будучи главным бронзовщиком Севрской мануфактуры, он производил декоративную оправу из бронзы для отделки фарфора. Бронза в его работах кажется легкой и воздушной, как будто она состоит из мягкого воска, а не твердого металла. Томира по праву можно назвать одним из создателей стиля ампир. Работы мастера украшали апартаменты Жозефины в Тюильри, дворец в Фонтебло, Лувр и другие архитектурные комплексы. В 1811 году Томир вместе с ювелиром Одио по рисункам Прюдона изготовил две колыбели для сына Наполеона. Крупнейшие дворы Европы, королевские резиденции, богатые промышленники и купцы делали Томиру многомиллионные заказы. Большое количество изделий он выполнил и для российского императорского дома. Примеру двора следовала русская знать. В 1802 году Н.Н. Демидов заказал Томиру часы «Клятва Амуру» на цоколе из малахита. Пятью годами позже вариант этой композиции украсил покои императрицы Жозефины во дворце Тюильри. Не отказал себе в удовольствии приобрести такой же экземпляр часов на цоколе красного итальянского мрамора князь Юсупов, знаток и ценитель прекрасного. В 1820 году Демидов заказал Томиру изготовить по модели И.П. Мартоса каминные часы «Минин и Пожарский» в нескольких экземплярах.

Каминные часы «Амур с луком»Каминные часы «Амур с луком». Франция, Париж. 1810-е. Бронза, золочение, патинирование, литье, чеканка. Частная галерея

В ампире часто использовались уже известные сюжеты из истории Рима. Например, сюжет картины художника XV века Ф. Липпи «Смерть Лукреции» (хранится в картинной галерее Ватикана) повторил в каминных часах скульптор Галле. Часы уникальны, в них представлена история гибели прекрасной Лукреции. Сын римского царя Тарквиния Гордого Секст воспылал страстью к жене своего друга, красавице Лукреции; он проник к ней поздно вечером и, угрожая оружием, овладел ею. Римлянка все рассказала мужу, и когда тот начал ее утешать, Лукреция остановила его: «В этом грехе себя не виню, но и от кары не освобождаю». После этих слов она выхватила кинжал и пронзила себе грудь. 
Россия охотно приняла «стиль империи». Наполеон сам присылал Александру I описания итальянского и египетского походов с гравюрами. В 1814 году в Париже император Александр I встретился с П. Фонтеном и получил в подарок тринадцать альбомов с рисунками — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля ампир в России.

Часы каминные «Bon Sauvage»Часы каминные «Bon Sauvage». Франция, Париж. 1798–1800. Бронза, латунь, позолота, двухцветное патинирование, белая эмаль, сердолик. Частная галерея

С разгрома наполеоновских войск в войне 1812 года против России началось крушение империи Наполеона. 18 июня 1815 года после поражения в битве при Ватерлоо Наполеон отрекся от престола. В октябре 1815 года английский фрегат «Нортумберленд» доставил его на остров Святой Елены, где Наполеон умер 5 мая 1821 года. Согласно его завещанию — «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так горячо любил», саркофаг с останками императора был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов. Но это произошло только в 1840 году.