Логотип

 

Первые Российские Фотовыставки

Устройство фотографических выставок в конце XIX – начале XX веков было делом достаточно трудным, доказательством чему служат большие промежутки времени между ними и то, что многие проекты так и не были реализованы. Первые выставки были организованы в Санкт-Петербурге с целью пропаганды фотографии среди широкой публики.

Постепенно фотография стала играть заметную роль в науке, промышленности, искусстве. Художественная фотография являлась лишь одним из маленьких отделов, но она быстро достигла высокой степени профессионализма и живописности. Рассказывая о первых выставочных проектах, мы будем классифицировать их по типам устроительства, хотя это не всегда отвечает строгой хронологической последовательности. 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОДИНОЧНЫЕ ФОТОВЫСТАВКИ

Каталог фотовыставкиКаталог фотовыставки. Россия, Санкт-Петербург. Типография А. Мучника. 1889

Первой стала выставка, устроенная в 1888 году Особым Комитетом под председательством генерал-адъютанта А.Е. Тимашева. Она открылась под августейшим покровительством великого князя Михаила Михайловича 2 февраля в Соляном городке, в Музее прикладных знаний. Целью проекта было «взаимное ознакомление со степенью совершенства, достигнутого в различных отраслях и применениях фотографии». Во главе исполнительного комитета стояли страстные пропагандисты светописи Левицкий, Варнерке, Срезневский. 
Эта и последующие выставки не только носили репрезентативный характер, но и выполняли функции фотографического конкурса, поэтому для определения художественного значения снимков был приглашен академик живописи Ю.Ф. Бруни. Зрители тоже участвовали в оценке работ: каждый посетитель был снабжен купоном с предложением «вписать два нумера выставленных фотографий, которые, в его мнении, заслуживают отличия». 
Можно сказать, что первая русская фотовыставка была исключительно художественной и не уделяла внимания технической стороне процесса фотосъемки. В каталоге было обозначено 820 произведений 138 авторов. 
Были показаны работы С. Абамелек-Лазарева, снятые в Ясной Поляне у Льва Толстого, интерьерные снимки Болдырева, виды, снятые экспедицией Г. Грум-Гржимайло, а также репродукции картин И.К. Айвазовского, выполненные Э. Редлихом. «Беломоро-Онежские изыскания» инженеров К. Здзярского и Витте соперничали с фотографической хроникой жизни августейшего семейства К. Бранделя.

Особенно интересны были фотографии солнечного затмения 
1887 года и микрофотограммы спинного мозга кошки. Все работы отличались новаторством исполнения, тематическим, сюжетным и жанровым разнообразием. 
Значительным событием для любителей фотографии стало создание в декабре 1897 года Санкт-Петербургского фотографического общества. Оно являлось демократичным по форме и ориентировалось на вопросы практики, первыми мероприятиями стали конкурсы диапозитивов. В 1903 году Фотографическое общество организовало в Петербурге международную фотографическую выставку, чтобы показать, «в какой стране и как трактуется художество в фотографии». 
Осенью 1907 года состоялась выставка в павильоне фотографа Г. Деньера (Невский проспект, 19), организатором стал торговый дом И. Стеффен. Экспонировалось около двухсот отпечатков разного характера и содержания, которые представляли собой «весьма интересную коллекцию». 
В конце 1910 года Общество архитекторов-художников устраивало выставку художественных архитектурных фотографий.

Экспонаты разделялись на шесть групп: 
* фото построек, интересных в архитектурном, историческом или бытовом отношении всех эпох до 1850-х годов; 
* фото частей этих построек: колоннад, портиков, крылец; 
* детали отделки: карнизы, фронтоны; 
* внутреннее убранство залов; 
* детали убранства; 
* фото групп построек, монастырских зданий, характерных улиц, дворов, садов, парков. 
Фотография выступила здесь в качестве вспомогательного элемента в изучении истории и искусства. 
Художественная выставка М.С. Мастрюкова открылась 18 декабря 1910 года на углу Невского и Екатерининской улицы, в доме Елисеева. Целью было ознакомить широкую общественность со способом раскрашивания фотографических отпечатков масляными красками без помощи кистей. Было представлено около трехсот отпечатков различных форматов, выполненных Мастрюковым. 
Одиннадцатого апреля 1911 года в залах Пассажа на Невском проспекте фотограф-профессионал А. Оцуп открыл выставку увеличенных фотографий под общим названием «На маневрах». Сюжеты всех работ представляли собой моменты военного быта на маневрах в высочайшем присутствии. Выставка привлекала внимание высокой степенью художественности. Особенно выделялись красотой фотографии «Стрельба на призы», «Наступление кавалерии», «Призовая езда артиллерии», «Переход войск через понтонный мост». 
Следующую выставку (1 ноября 1913 – 1 февраля 1914) устраивало в своих помещениях Императорское русское техническое общество (ИРТО). Выставка была посвящена освещению и отоплению; к фотографии она имела косвенное отношение, но все же в программу входило применение освещения для целей фотографии. Экспозиция касалась технической стороны фотодела и представляла большой интерес для фотографов.

Последняя выставка, о которой стоит здесь упомянуть, состоялась в помещении Технологического института 4–16 декабря 1913 года, устраивал ее фотографический кружок при институте. Было представлено свыше трехсот фотографических работ студентов. Экспозиция состояла из трех отделов: научного, художественного и отдела цветной фотографии. Известно точное число посетителей — 658 человек. 
В залы допускались посторонние, но по какой-то причине не разрешено было широко рекламировать выставку. 

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ ПЯТОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО РОССИЙСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Начало пятому отделу Императорского российского технического общества положил приезд в Петербург изобретателя и знатока фотографии Л.В. Варнерке, который в юности жил в российской столице, а затем поселился в Англии. Как сообщает журнал «Обзор графических искусств», специальное заседание утвердило организацию пятого отдела, целью деятельности которого стало развитие и усовершенствование технической, научной и художественной сторон светописи. В задачи отдела входило взаимное сближение ученых и фотографов-художников, проведение бесед о самостоятельных исследованиях и работах русских, а также зарубежных фотографов с их критической оценкой, производство опытов, чтение публичных лекций. 
В 1888 году состоялось заседание по случаю открытия фотографической выставки в Петербурге, намеченной на 1889 год. Принять участие в проекте были приглашены не только русские правительственные и частные учреждения, профессиональные фотографы и любители, но и иностранные ученые и деятели, «которые своими руками способствовали успехам и развитию фотографии». 
Предполагалось принимать к экспонированию предметы, относящиеся к истории фотографии, различные «изображения видов и неодушевленных предметов, снятые с натуры, художественные композиции, составленные при помощи нескольких негативов, мгновенные съемки, увеличения, снимки при искусственном освещении, применения светописи в науке и промышленности». Кроме того, предлагалось выставить объективы, фотометры, камеры, штативы, затворы и прочие принадлежности для выполнения фотографий, а также нужные химические вещества, сверхчувствительные пластинки, бумагу и употребляемые для их изготовления материалы, образцы разных способов ретушевки и окончательной отделки фотографий. 
Чтобы сделать выставку более привлекательной, каждому участнику бесплатно предоставлялось пространство для экспозиции, равное пяти квадратным аршинам. К участию в проекте призывали фотографические издания, одним из которых был «Фотографический вестник», из номера в номер публиковавший заметки о предстоящем событии. Выставка по светописи и ее применениям, устроенная пятым отделом ИРТО в Санкт-Петербурге в ознаменование 50-летия открытия светописи Дагерром и Тальботом, открылась 1 апреля 1889 года. 
Ее описание можно найти на страницах журнала «Фотографический вестник» и в каталоге, который предоставляет полный перечень экспонентов и экспонатов. Напротив входа на лестнице посетителей встречал бюст Дагерра, являя собой своего рода символ всей выставки. Предметы были расположены в двух залах. «Первый занят почти одними экспонатами, относящимися к фотомеханическому производству и научному применению светописи, а другой разнообразными фотографиями. Принадлежности фотографического производства находятся в одном и другом помещении».

Титульный лист журнала «Фотограф»Титульный лист журнала «Фотограф». Россия, Санкт-Петербург. Типография А.С Суворина. 1882

Здесь были исторический, научный, археологический, антропологический, этнографический отделы. В числе экспонатов значились фототипии, портреты, видовая, жанровая фотография, копии с картин и многое другое. Посетители могли увидеть дагерротипы и табольтипии К.Я. Шиле и К. Даутендея, гелиогравюры Преча, коллекции превосходных портретов С.Л. Левицкого. Работы А.М. Савельева, снятые на Финском заливе, изображали снега и льды с причудливыми формами замерзших сосулек. 
Самой интересной частью экспозиции были жанровые фотографии. Они представляли различные «типы» и с художественной точки зрения во многом опережали свое время. «Удачные произведения чистого жанра представил В.М. Метенков в Екатеринбурге и С.Л. Телешов в Москве». Среди экспонентов впервые упоминается женщина-фотограф М.Н. Кристи. 
Очередная выставка, организованная пятым отделом ИРТО, открылась 17 марта 1891 года. Условия принятия экспонатов мало отличались от правил выставки 1889 года. Однако теперь каждому экспоненту бесплатно давалось только три квадратных аршина, за каждый аршин сверх того необходимо было доплачивать. 
Выставка прошла более спокойно, чем предыдущая. В ней принимали участие российские и, в меньшей степени, зарубежные представители. Было введено новшество, важное для просветительских целей: демонстрирование и объяснение коллекций; также проводились чтения по различным отраслям светописи. 
Последней из устроенных пятым отделом ИРТО была выставка 1894 года, открывшаяся 25 марта. Целью ее было «выяснить успехи, сделанные фотографией в течение последних трех лет». Главными экспонентами были русские фотографы, а зарубежные могли участвовать лишь по специальному приглашению.

Еще одним изменением было количество групп, на которые теперь разделяли демонстрируемые работы: 
* научные применения фотографии издания; 
* работы любителей; 
* произведения профессиональных учреждений, мастерских и фотографий. 
Исходя из этого деления присуждались награды. 
Выставка занимала три экспозиционных зала, в которых предметы были сгруппированы по трем главным отделам. Кроме того, были показаны различные принадлежности для фотографии. Здесь впервые были выставлены «цветные светописи по способу профессора Липпмана». Впрочем, пластины «восьмушечного» размера не произвели должного впечатления на профессионалов, так как уже было известно о цветных снимках Люмьера, превосходящих эти по качеству исполнения. 
Были и другие новинки. Например, цветные картинки, отпечатанные тремя красками при помощи светописных снимков для каждой из трех применяемых красок (синей, красной, желтой) и травленые металлические доски, на которых рисунок первоначально был произведен посредством светописи. Выставка не обошла вниманием техническое оборудование и представила прекрасные камеры и различные принадлежности для светописи, изготовленные фирмами Иохим и Ко, Бруно Зенгер и Ко, И.И. Карпов, а также Пуро. 
Пятый отдел ИРТО еще дважды объявлял в фотографических журналах о предстоящем проведении выставок. К сожалению, по ряду причин эти проекты так и не состоялись.