Логотип

 

Первые Российские Фотовыставки.Продолжение

Мы продолжаем публикацию материала, посвященного первым российским фотографическим выставкам. Журнал «Фотографические новости» начал издаваться в 1907 году и сразу приобрел серьезный вес среди других изданий, так как освещал жизнь русской фотографии не только в столице, но и в провинции, поднимая главные проблемы, волновавшие общество.

ВЫСТАВКИ ЖУРНАЛА «ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ НОВОСТИ»

Еще в 1910 году «Фотографические новости» объявили о конкурсе любительских фотографий и призывали читателей поучаствовать в нем. Присланные на конкурс фотографии составили основную часть экспозиции первой выставки, устроенной журналом. Выставка работала с 19 февраля по 6 марта 1911 года в помещении Императорского общества поощрения художеств (Морская улица, дом 38). Экспозиция не отличалась большим размахом и широкой программой, но она была первой в своем роде после продолжительного перерыва. Организаторы не ставили перед собой грандиозных задач и даже с опаской ждали реакции публики, что видно из тона статей в «Фотографических новостях». Выставка оказалась более чем скромной, но интерес к ней был удивительно большим. Цифры говорят сами за себя: за весь период работы ее посетило свыше двух тысяч человек, то есть в среднем ежедневно выставку посещало более ста сорока человек. «О внутреннем ее успехе, в котором… вся суть дела, судить можно было по тому вниманию и интересу, с которым относились посетители к выставленным экспонатам, по тем живым и иногда даже горячим обсуждениям и спорам, которыми обменивались отдельные лица из публики по адресу редакции». Безусловно, это было значимое событие для фотографического Санкт-Петербурга, который так долго был лишен выставок.

Участники наглядно доказали, насколько высок уровень, на котором находятся работы русских фотографов-любителей. Публике было представлено более пятисот произведений, которые были призваны главным образом показать характерные особенности и достоинства матовой альбуминовой бумаги. Как и предшествующие проекты, первая выставка «Фотографических новостей» выполняла еще и функцию конкурса. Жюри сложно было оценивать фотографии, так как практически все они были превосходного качества и, как писал корреспондент журнала, «приходилось разъяснять публике… указывая на те мало заметные с первого взгляда недостатки, которые служили причиною отказа». Профессиональные фотографы тоже принимали участие в выставке, но уже не как конкурсанты. Петербург представляли П.С. Жуков, Д.С. Здобнов, Е. Мрозовская, И. Перл, И.М. Пономарев, Е.А. Семененко, В.И. Друри и О. Кач. Кроме снимков на бумаге были выставлены прекрасная коллекция автохромных микрофотографий, принадлежащая Геологическому кабинету университета, а также образцы диапозитивов на пластинках «Автохром» и «Омниколор». Ученикам Академии художеств и других художественных учебных заведений был предоставлен бесплатный вход на выставку. Часть собранных за счет входной платы денег была передана организаторами выставки в пользу нуждающихся учеников школы Императорского общества поощрения художеств. Итак, петербургская публика была явно заинтересована в проведении фотографических выставок; они были интересны и необходимы после продолжительного перерыва. Редакция журнала «Фотографические новости» по окончании проекта стала получать многочисленные письма и заявления от своих подписчиков о необходимости устроить в Петербурге большую фотовыставку, которая охватывала бы все отрасли фотографического дела.

Фотографическая выставкаЧрезвычайно обрадованная таким вниманием к выставке 1911 года редакция «Фотографических новостей» в том же году приступила к рассмотрению вопроса об устроении очередной выставки. Но все прекрасно понимали, что публика уже не удовлетворится скромной выставкой фотографов-любителей. Поэтому нужно было событие, которое смогло бы привлечь как можно больше участников и зрителей. Со страниц журнала к читателям обращались со словами: «Редакция обращается к своим читателям с просьбой поддержать это благородное дело как личным участием на выставке, так и распространением о ней сведений среди лиц заинтересованных, равно как и публики». И читатели откликнулись на этот призыв. Был избран распорядительный комитет из девяти членов, в который входили В.А. Виноградов (председатель Санкт-Петербургского фотографического общества), С.А. Данини (архитектор, член Санкт-Петербургского фотографического общества), Э.Р. Дэви (доверенный АК «Кодак» в Санкт-Петербурге), В.И. Друри (фотограф-любитель), Н.Е. Ермилов (заведующий редакцией журнала «Фотографические новости»), С.М. Прокудин-Горский (председатель пятого отдела ИРТО) и другие. Задолго до открытия была утверждена программа выставки, состоящая из семи отделов. Выставку решено было разместить там же, где и предыдущую, — в залах Императорского общества поощрения художеств. Организаторы обещали, что «произведения фотографов… будут… представлены на суд публики при наиболее благоприятных условиях их размещения и освещения».

Общий вид фотовыставки 1911 годаОбщий вид фотовыставки 1911 года. Фото начала ХХ

Вторая фотографическая выставка состоялась под покровительством великого князя Михаила Александровича. Это свидетельствует о том, что фотография продолжает интересовать августейших особ, как и во время первой специальной выставки в Петербурге. Любовь к фотографии Николая II и его семьи, видимо, тоже сыграла роль в содействии властей проведению выставки. Экспозиция открылась 12 апреля. И впервые можно с точностью сказать, как она работала. Выставка была открыта ежедневно с 10 до 18 часов, вход на нее стоил 50 копеек. Торжественное открытие состоялось в присутствии «товарища министра народного просвещения В.Т. Шевякова, директора Ботанического сада А.А. Фишера фон Вальдгейма, председателя распорядительного комитета В.И. Срезневского, членов комитета, экспертов, экспонентов, владелицы фирмы Стеффен — Е.О. Стеффен и многих приглашенных гостей». В.И. Срезневский произнес торжественную речь, в которой рассказал об истории создания фотографии и ее значении. Эта речь начиналась словами: «Сегодня праздник русской фотографии!» Так оно и было на самом деле. Напомним, что предыдущая крупная выставка была устроена Санкт-Петербургским фотографическим обществом в 1903 году. «В десятилетний промежуток… фотография двинулась много вперед: явились новые процессы, осуществилась цветная фотография, доступная каждому фотографу, развилась до огромных размеров кинематография, сделаны важнейшие открытия в изучении солнечного луча, создались новые отрасли фотографической промышленности, явились новые формы в художественной фотографии».

Все это предстояло представить на выставке 1912 года. Ко всему прочему появились новые стили фотографии, была доведена почти до совершенства техника репродукции картин; фотографическая механика и оптика тоже шагнули далеко вперед. Для «раскрутки» выставки распорядительный комитет выпустил художественно выполненные в красках плакаты и марки. Плакаты были достаточно большого размера (51,5 х 76,0) и вывешивались в помещениях различных фотографических обществ, фотографических магазинов, в гостиницах и других местах скопления публики. А перед самым открытием плакаты разместили и на оживленных петербургских улицах. Марки, заготовленные в огромном количестве, получили распространение в России и за рубежом, они разошлись по свету с корреспонденцией крупных торговых фирм, обществ, различных учреждений и частных лиц. Выставка занимала большое и малое здания Императорского общества поощрения художеств. Общий вид производил приятное впечатление: удачно была подобрана ткань, обтягивающая стены и щиты; серо-зеленоватый цвет ее гармонировал с экспонатами. Для создания особенной атмосферы в залах находились тропические растения. Входящим в главный зал в глаза бросался павильон фирмы А. Геверта, выполненный просто, но стильно. При этом он превосходил остальные павильоны по своим размерам. Большое место также было занято павильоном фирмы «Кодак», который отличался изяществом и простотой. В нем для публики каждый день по несколько раз проводились наглядные практические объяснения съемок аппаратами этой фирмы.

На щитах располагались работы фотографов-любителей, таких как И.И. Згерский (портреты, жанры, пейзажи) и В.Т. Шабанов из Санкт-Петербурга (пейзажи). Работы членов Санкт-Петербургского фотографического общества, состоящего под покровительством великого князя Михаила Александровича, соседствовали со снимками фотографов-любителей из Томска и Харькова. Научный отдел выставки вызвал удивительно большой интерес посетителей. Внимание привлекли экспонаты Санкт-Петербургской сыскной полиции и департамента полиции, работы по судебной фотографии А.А. Захарьина и А.А. Поповицкого и снимки с операций Ю.А. Вейденбаума. Профессионалов наиболее заинтересовали научные работы по цветной фотографии А.И. Прилежаева. Очень интересна была выставка цветной фотографии, представленная рядом выдающихся работ фотографов-любителей. В их числе были Г. Польстер, Н. Васильева, Н.Н. Черкисова, А.А. И.С. Творогова, Д.М. Истомина, В.Е. Писарева, К.И. Гукрих и другие участники. Нельзя не отметить в списке участников значительное количество представительниц слабого пола. Это означает, что женщины принимали активное участие в осваивании новых видов фотографии и делали в этом успехи. Обозреватель выставки отмечает: «Интересные снимки дает Ксения Глыбовская из Санкт-Петербурга (например, А.И. Куинджи и Д.И. Менделеев за шахматами), ею же представлен оригинальный фотоэтюд “Снег выпал”». О масштабе выставки можно судить по сухим цифрам, которые говорят сами за себя. В первом отделе выставки участвовало 33 экспонента, во втором отделе было 118 экспонентов, в том числе русских фотографов — 76 (25 профессионалов и 51 любитель), иностранных — 37 (21 профессионалов и 16 любитель), иностранных учебных фотографических заведений — 2 и русских фотографических обществ — 3. В третьем отделе выставки, представлявшем цветную фотографию, участвовало 19 экспонентов. В пятом отделе участников было 7, в шестом — 36, и в седьмом отделе — 81.

Участники фотовыставки 1911 годаУчастники фотовыставки 1911 года. Фото начала ХХ

Что касается уровня проведения выставки, можно с уверенностью сказать, что он был самым высоким, так как выставку под патронаж взял великий князь Михаил Александрович; в день открытия император Николай II прислал приветственную телеграмму. Знаменательным фактом было и то, что 26 апреля в 10 часов утра великий князь Михаил Александрович посетил выставку и очень подробно ознакомился с экспонатами. Выставка пользовалась большим успехом у зрителей. За всю работу выставки ее посетило свыше пятнадцати тысяч человек. И это несмотря на довольно высокую входную плату: 50 копеек с человека (в первый день открытия за вход нужно было заплатить 3 рубля, в первое воскресенье — 1 рубль). Как и на предыдущей выставке, ученики школы Императорского общества поощрения художеств и воспитанники других учебных заведений, приходящие по предварительному соглашению группами в определенные часы, пропускались бесплатно. В заключение отметим, что данная выставка была чрезвычайно богатой по внутреннему содержанию и тематическому разнообразию. В ее составе было значительное количество экспонатов, отличавшихся красотой и художественностью. В экспозиции научного отдела было показано много работ, никогда прежде не выставлявшихся. Впервые именно на этой выставке вниманию зрителей была представлена богатая коллекция цветных фотографий.