Логотип

 

Искусство в фокусе. Рынок художественной фотографии

Мерлин МонроФотография - своеобразный и относительно молодой объект антикварного рынка. Интерес к ней как к произведению искусства возник едва не с момента изобретения первых методов запечатления реальности, однако потребовалось определенное время для того, чтобы признать за работой фотографа художественную, коллекционную и, наконец, инвестиционную ценность. 

Рынок художественной фотографии как полноправного направления антикварного бизнеса насчитывает не более 10 лет, но уже сегодня он представляет собой перспективную отрасль, которая с каждым годом завоевывает все новую популярность. 

История художественной фотографии началась в XIX в. Уже тогда новая технология, изобретенная в1822 г. французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicephore Niepce), пользовалась высоким интересом. Наверное, сначала людей привлекала сама возможность `остановить время`, запечатлев определенный фрагмент реальности. Едва ли кто-либо задумывался тогда об эстетическом значении снимка. Это произошло позднее, когда в результате открытий Жака Дагера (Jacques Daguerre), Вильяма Талбота (William Talbot) и других исследователей появилась возможность делать быстрые, четкие и относительно дешевые фотографии на бумаге. Новая игрушка пришлась по душе `праздной аристократии`, которая начала фотографировать буквально все: природу, строения, людей. Некоторые снимки были особенно хороши - интересны по композиции, богаты контрастами и выразительной светотенью. В 1955 г. француз Густав Ле Грей (Gustav Le Grey) сфотографировал бухту: волны, прибрежные скалы, пирс и восхитительной красоты облака, озаренные лучами заходящего солнца. В 1999 г. эта работа, названная `Grande vague`, была продана на торгах аукционного дома Sotheby`s в Лондоне, установив первый, но далеко не последний рекорд стоимости - 507 500 евро. 

Несмотря на то, что коллекционирование фотографии было распространено уже в XIX в., первые художественные галереи, работающие в данном направлении, стали появляться лишь во второй половине ХХ в. В эти же годы началось формирование крупных коллекций, многие из которых сегодня вновь выходят на рынок. Стоимость и значение этих собраний претерпели за прошедшие годы существенный рост, в результате чего те фотографии, которые были куплены в 1960-1970-х гг. всего лишь за пару сотен, теперь продаются на торгах крупнейших аукционных домов с оценкой в десятки и сотни тысяч долларов. 

Сегодня в мире ежегодно проводится несколько десятков крупных фотографических аукционов, сборы которых порой достигают колоссальных значений. Рекорд Густава Ле Грея продержался совсем недолго. В октябре 2005 г. тот же Sotheby`s достиг высокого результата, выставив на торги фотографию калифорнийской художницы Дороти Ланг `White Angel Bread Line` (1933). Оцененная в $200 000-300 000, эта работа ушла с молотка с троекратным превышением старта за $822 400. Год спустя аукционный дом продал фотографию Эдварда Уэстона (Edward Weston) `Наутилус`, стоимость которой дошла до отметки $1 105 000. Далее - новые рекорды: 14 февраля 2006 г. Sotheby`s выставил на торги уникальный снимок одного из пионеров художественной фотографии, Эдварда Стэйхена (Edward Steichen). Фотография `Озеро - лунный свет`, датированная 1904 г., была продана с троекратным превышением эстимейта, установив новый, непревзойденный на сегодняшний день рекорд - $2 928 000. 

С момента появления в 1970-х гг. первых специализированных галерей безусловное лидерство на рынке художественной фотографии захватил Нью-Йорк, на долю которого приходится более 30 % всех мировых продаж. Сегодня здесь проводятся самые крупные ярмарки и торги, здесь же сосредоточены отделения главных специалистов в области купли-продажи фотографии - аукционных домов Christie`s, Sotheby`s и Phillips de Pury. Как правило, торги проходят два раза в год, осенью и весной. Кроме того, нередки случаи `внеурочных` аукционов, которые обычно связаны с распродажами крупных частных коллекций. Так, в декабре 2008 г. Christie`s выставил на торги более 300 фотографий из собрания Леона и Микаэлы Константинеров (Icons Of Glamour And Style: The Constantiner Collection, Нью-Йорк, 16 и 17 декабря 2008). В условиях сложной экономической ситуации этот аукцион привлек колоссальное внимание и собрал более $7 500 000.

Christie`s и Sotheby`s проводят торги не только в Нью-Йорке, но и в Лондоне, реже - в Париже. Интересы обоих аукционеров достаточно широки и простираются от старинных дагеротипов и отпечатков на соленой бумаге до авторских фотографий ведущих современных художников. При этом работы фотографов XIX в. чаще всего можно встретить на торгах в Лондоне, тогда как нью-йоркские отделения предпочитают иметь дело с материалом середины ХХ - XXI в. Phillips de Pury работает преимущественно с фотографией послевоенного периода и в основном ориентирован на американский рынок. В активе аукционного дома также значатся несколько громких рекордов, в том числе продажа фотографии Пола Стрэнда (Paul Strand) `Mullein, Maine` в 2002 г. за $607 500. 

С каждым годом художественная фотография становится все популярнее и цены продолжают расти: в 2008 г. один лишь Sotheby`s заработал в этой категории более $26 500 000. Постепенно фотография превращается в мощный, но далеко не простой инструмент инвестирования средств. 

Фотография - достаточно специфический материал, который обладает некими характерными чертами, определяющими законы ценообразования. Во-первых, она разнородна. Помимо художественных снимков, которые, по сути, являются воплощением концепции `искусство ради искусства`, существует репортажная, модная, документальная, наконец, техническая фотография. Каждое из этих направлений обладает своей спецификой, требующей особенного подхода. Следующий вопрос - уникальность, собственно то, что является главным отличием фотографии от живописного произведения. Разумеется, наиболее ценны те снимки, которые существуют в единственном экземпляре либо отпечатаны ограниченным тиражом. Архивы известных фотографов, как правило, обладают хорошим провенансом, нередко подтвержденным самими авторами. Однако всегда существует вероятность того, что сохранившийся негатив сделает ценный снимок всего лишь `одним из тысячи`. В этом плане фотография очень близка графике - многие современные фотографы печатают снимки ограниченной серией, подписывая тираж и порядковый номер каждого позитива. Наконец, фотография подчиняется некоторым общим вопросам, актуальным для всех направлений антикварного рынка, как то: авторство, степень сохранности, `историческая причастность`. Эти и некоторые другие факторы определяют стоимость снимка на аукционе, хотя в ряде случаев эта стоимость неадекватна или же - откровенно спекулятивна. 

На сегодняшний день, пожалуй, наиболее востребованы снимки знаменитых фотографов конца XIX - начала ХХ в. Интересны работы участников американского `Фотосецессиона`, авангардного движения, образованного в 1909 г. Фотографии Эдварда Стейхена, Альфреда Стейглица (Alfred Stieglitz) и Карлтона Уоткинса (Carleton E. Watkins) неизменно возглавляют топ-листы крупнейших аукционов, удивляя мир новыми рекордами. Эти работы выразительны, уникальны и ценны как с исторической, так и с художественной точки зрения. 

Не менее популярна фотография мод, которая представлена такими именами, как Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн (Irving Penn), Хельмут Ньютон (Helmut Newton) и Гарри Каллахан (Harry Callahan). Это направление сформировалось в 1950-1970-х гг., преимущественно вокруг крупных американских журналов: Life, Rolling Stones, Vogue и Harpers Bazaar. Распродажа коллекции Константинера, которая считалась одним из крупнейших собраний фотографии мод в мире, показала повышенный интерес к данному направлению. В рамках аукциона были достигнуты несколько впечатляющих рекордов. Так, снимок Ирвина Пенна `Черное и белое`, сделанный в 1950 г. для обложки журнала Vogue, ушел с молотка за $194 500. Здесь также были проданы несколько фотографий Ричарда Аведона, признанного одним из лучших фотографов в истории. Портфолио Аведона за 1978 г. (11 снимков) было продано по верхней границе эстимейта за $170 500. Следующая фотография, портрет Стефании Сеймур, датированная 1992 г., принесла аукционному дому $182 500. Однако наиболее дорогими работами в коллекции Константинера оказались монументальные снимки Хельмута Ньютона, немецкого фотографа, который прославился виртуозными съемками обнаженной натуры. Его двухметровый диптих `Одетые и раздетые`, датированный 1981 г., ушел с молотка Christie`s за $662 500, что стало новым персональным рекордом автора.

Наконец, нельзя обойти вниманием такое интересное направление, как снимки работы известных художников. Фотография легко прижилась в авангардных кругах начала ХХ в. Художники нашли здесь интересные возможности для своего творчества, используя фотокамеру в поисках новых образов, форм и средств художественной выразительности. Особенно преуспели в этом сюрреалисты и художники группы `дада`, которые начали расширять доступный арсенал средств, используя технику коллажа, экспериментируя с выдержкой, экспозицией, светом. Фотография также широко использовалась представителями поп-арта и других течений второй половины ХХ в. Сегодня на рынке можно найти превосходные снимки Мана Рэя (Man Ray), Пьера Дюбреля (Pierre Dubreuil), Энди Уорхола и других выдающихся персонажей истории искусств. Эти работы довольно редки , а их стоимость во многом зависит от имени автора. 

Спустя полтора века с момента своего появления, фотография прочно утвердилась в мире искусства. Сегодня это направление популярно не только у частных коллекционеров, но и среди государственных музеев, которые охотно принимают дары меценатов и тратят серьезные суммы на пополнение коллекций старинных снимков. Однако, пока художественная фотография остается практически неосвоенным ресурсом, и этот рынок ждет еще много интересных открытий. Сегодня в мире существуют большие собрания, которые никогда не появлялись на рынке и до сих пор не известны. Существуют музейные фонды, которые никогда ранее не покидали помещений запасников. Наконец существуют работы, которые были недооценены или `просмотрены` в общей массе, и их ценность еще предстоит открыть.