Логотип

Благовещение. Икона . Начало XIV в.

 Благовещение. Икона . Начало XIV в. Дерево, темпера. Церковь Св. Климента, Охрид (Македония)

Оборотная сторона иконы Богоматери. Композиция строится в замкнутом сценическом пространстве, ограниченном монументальными трехмерными кулисами. Здесь художник применил старинный античный прием: каждая фигура стоит на отдельном подиуме, что позволяет четко разграничить занимаемые ими пространственные ячейки. Формы архитектуры нарочито театрализованы и буквально испещрены антикизирующими мотивами: это и выступающие консоли с брошенным на них велумом, и рельефы с образами античных божеств. Движение направлено в глубину композиции, его ритм подчеркнут широким шагом архангела, небольшим расстоянием между персонажами. Соразмерность пропорций, ясно выраженные объемы, завершенность обтекаемых форм делают фигуры уподобленными идеально выточенным скульптурам. Лица Марии и архангела отличает спокойствие и совершенная гармония внутреннего мира. Движения кисти, фактура совершенно неуловимы. Отделка живописной поверхности кажется идеальной. По красоте шелковых тканей, нарядности цвета, совершенству исполнения ликов эта икона является одним из лучших образцов константинопольской живописи начала XIV в.

Благовещение Устюжское. Икона.

 Благовещение Устюжское. 30—40-е гг. XII в. Дерево, паволока, левкас, темпера. 238 х 168 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 25539

Место создания Новгород, Россия. Эпоха, стиль, направление: Киевская Русь

Благая весть архангела Гавриила о том, что Деве Марии предстоит родить Спасителя мира, нашла свое отражение в каноническом тексте Евангелия от Луки (1:26—38); «родившееся в Ней есть от Духа Святого», — добавляет евангелист Матфей (1:20). И воплотилось предсказание ветхозаветного пророка Исайи о приходе Мессии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чревеприимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя 7:14). Литературными источниками иконографии «Благовещения» служат также апокрифические тексты («Протоевангелие Иакова») и гимнография. Изображение Богоматери с Еммануилом в сцене «Благовещения» соответствует первому икосу «Акафиста Богоматери», составленному по церковному преданию, в 20-е годы VII столетия: «Ангел предстатель, с небес послан бысть реще Богородице: радуйся и с бесплотным гласом воплощаема Тя зря. Господи,ужасашеся и стояще зовый к ней таковая: радуйся...» (Логвянин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. — СПб., 1875. С. 201.). «Благовещенье Пресвятой Богородицы» понимается Церковью как начало спасения человечества. В Тропаре на этот праздник поется (глас 4): «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Икона находилась в правой части местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Вопрос о том, как она попала в собор, остается не до конца выясненным и требует уточнений. «Устюжское Благовещение» — одна из древнейших икон, дошедших до нас от времен Киевской Руси. Она имеет огромнейшее значение в истории отечественной духовной культуры и в истории иконописи византийского круга.