Логотип

«Благовестна ты между женами»

Благовещение Пресвятой Богородицы — один из любимых иконографических сюжетов православного церковного искусства. Название праздника происходит от греческого слова «Евангелие», что свидетельствует о том значении, которое христианская церковь придает этому сюжету.

 

Благовещение Устюжское. Икона. XII – начало XIII. Дерево, темпера. 288,0 х 168,0. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно тексту Евангелия от Луки, архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о рождении от нее Спасителя — второго лица Святой Троицы, вочеловеченного наитием Духа Святого, посланного от Бога-Отца.

В честь этого события с давних времен 25 марта (7 апреля по новому стилю) отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в число двунадесятых. Святой Иоанн Златоуст (347–407) называет его «первым праздником» и «корнем праздников». Первые свидетельства о праздновании этого дня восходят к IV веку, а первоначально оно установилось в Константинополе или Малой Азии. Дата праздника прямо соотносится с датой празднования Рождества Христова, которое отмечается ровно 9 месяцев спустя (25 декабря). Существует и теологическая версия, связывающая время празднования Благовещения с датой сотворения человека, которую также относят к 25 марта. Так, например, рассуждал живший в VI веке антиохийский архиепископ Анастасий, полагая, что если «сотворение человека было в 25-й день марта, то и Гавриил был послан именно в этот день, чтобы благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершиться через Нее спасение человеков… дабы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан».

Живописцы в течение сотен лет использовали в качестве литературной основы каноническое Евангелие от Луки (1, 26–38) и апокрифические источники — «Протоевангелие Иакова» (ХI), «Евангелие Псевдо-Матфея». Евангелист Лука описывает, как архангел Гавриил, посланный Создателем в галилейский город Назарет, войдя к Марии, сказал: «Радуйся, Благодатная! Благословенна Ты между женами! Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Сын этот будет велик и наречется именем Всевышнего».

Дополняющее Евангелие «Протоевангелие Иакова» сообщает, что Мария была одной из семи дев, избранных первосвященником для изготовления завесы в Иерусалимском храме. Ей было поручено прясть пурпурную нить, и именно за этой священной работой, в доме Иосифа, согласно апокрифу, ее застал посланный к ней архангел. Пурпурная нить трактуется Церковью как символ зарождающейся плоти Христа, которая «ткется» во чреве матери из ее плоти, как пурпурная пряжа. Это описание послужило основой для формирования иконографии «Благовещения с пряжей» или «Второго Благовещения».

Благовещение. Икона. XIV. Дерево, темпера. 55,0 x 43,0. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

В иконографии «Богоматери с пряжей» можно выделить несколько подтипов. Так, с VI–VII веков появляется изображение стоящей Богоматери. Иногда, как на иконе XVII века из Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге, она изображается внимающей архангелу, не прерывая прядения; в некоторых случаях, как на иконе XIV века из Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, Мария предстает прервавшей прядение, с поднятой головой и выставленной вперед ладонью. Вторую икону отличает и появление дополнительного персонажа — наблюдающей сцену служанки.

Усложненным вариантом иконографии «Благовещения с пряжей» может считаться извод «Благовещения Устюжского». Свое имя икона, созданная, по всей видимости, новгородским мастером, получила в связи с легендой, согласно которой ее вывез в Москву из Устюга в XVIвеке Иван Грозный. Икона представляет собой тип редкий в искусстве — «Благовещение с Младенцем во чреве». У Богоматери на груди показана едва видимая фигурка Младенца, на которого она указывает правой рукой. Через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке. Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображен на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами — «Ветхий деньми». Стилистически памятник относится к византинизирующему направлению новгородского искусства домонгольского периода. «Благовещение Устюжское» — самый ранний пример варианта «Благовещения» с входящим в лоно Богоматери Младенцем. Единственной аналогией служит мозаика церкви Успения в Никее (ныне г. Изник, Турция). Этот извод стал популярным в XVI–XVII веках, когда в русской иконописи нарастает интерес к подробностям.

В XVII веке в русской иконописи распространился тип «Благовещения с книгой», известный в Западной Европе уже с XI века. Его появление связано с пророчеством Исайи о явлении мессии: «Се дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил и еже есть сказаемо с нами Бог». Отсюда и возникло церковное предание, в соответствии с которым Дева Мария в момент встречи с архангелом читала книгу Исайи и остановилась именно на этом пророчестве. Извод «Благовещения с книгой» принес и еще один атрибут — белую лилию в руках архангела, символ чистоты и непорочности. Варианты композиции различаются главным образом положением Богоматери у аналоя с книгой, а также деталями интерьера. Иногда Мария изображается стоящей с молитвенно сложенными руками, архангел вместо лилии может быть снабжен и более традиционным для православной иконографии атрибутом — посохом. Эти варианты встречаются на двух иконах одного мастера, подписанных инициалами «С.Г.», из Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

Благовещение. Икона. XVII. Дерево, темпера. 122,0 х 103,0. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Восходящая ко II веку апокрифическая версия, нашедшая отражение в изобразительном искусстве, разделяет сцену Благовещения на два эпизода: первый происходит у единственного в Назарете колодца, второй, более важный — в доме Иосифа. Основой для «Благовещения у источника» или «Благовещения у кладезя» послужило «Протоевангелие Иакова». Такая композиция встречается значительно реже. На Руси этот сюжет чаще всего изображался в стенописи как дополнение к существующему здесь же собственно Благовещению. «Благовещение у кладезя» сохранилось в росписях храма Святой Софии в Киеве. В более сохранном состоянии сюжет представлен в знаменитых росписях Ферапонтова монастыря, созданных в начале XVI века Дионисием с сыновьями.

Последующая эволюция иконографии Благовещения в русской иконе привела к появлению изображений «Благовещения у кладезя» на заднем плане икон со «Вторым Благовещением». Такого рода сочетание можно встретить и на поздних, но стремящихся воспроизводить каноническую манеру иконах мастерской школы (Н. Тюлин), и на иконах послепетровского времени, для которых характерно проникновение светского искусства в иконописный канон.