Логотип

Богоматерь Белозерская (Умиление). Первая половина XIII в.

 Богоматерь Белозерская (Умиление). Икона. Первая половина XIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера. 155,5х 106,3 х 3 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Инв. № ДЖ-2116

В «Богоматери Белозерской» сохраняются традиции монументального стиля домонгольской иконописи, принесенные в Древнюю Русь византийскими мастерами: лаконизм образов, крупный план, четкость силуэта, большие локальные массы цвета. Икона происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске. Ранее она находилась в церкви во имя Василия Великого, тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы.

Библиография: Антонова В. И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961; История русского искусства. Т. 1 / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. — М.: АН СССР, 1953; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. — Спб., 1915; Кондаков Н. П. Русская икона. Т.3. — Прага, 1931; Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы / Отв. Ред. В. Л. Янин; Ред. состав. Э. С. Смирнова. — М.: Наука, 1978; Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М., 1983; Лившиц Л. Русское искусство X—XVII веков. — М.: Трилистник, 2000; О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы по преданию Православной Церкви. — М., 1996; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., Родник, 1999; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. — Спб., 1995; Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. — Париж.: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989.

История ее создания и бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский край некогда находился на самой окраине Киевского государства. У него всегда были прочные связи с Новгородом Великим и одновременно с Ростово-Суздальскими землями. Но утверждение о принадлежности иконы новгородскому или владимиро-суздальскому письму не имеет под собой оснований. Уже в XIII столетии на территориях вокруг Белого озера и по берегам Шексны образовалось самостоятельное княжество. Своей иконописной школы в это время здесь, разумеется, еще не сложилось. Вместе с тем весьма совершенная по технике исполнения икона Богоматери во многом отвечает принципам византийского монументального стиля эпохиКомнинов. Вернее всего будет предположить, что ее писал приезжий греческий иконописец или русский иконописец, прошедший основательную выучку у византийского мастера. Возможно, образ создавался и не в самом Белозерском княжестве, а в каких-то близлежащих землях — большую по размерам икону навряд ли везли издалека. «Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы являются обнаженные и согнутые ноги Христа. Открытые ноги и руки Спасителя можно понимать как указание на Его евхаристическую жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него. Расположение ликов и рук полностью совпадает с «Богоматерью Владимирской». В. И. Антонова полагала, что «Богоматерь Белозерская» — список с «Владимирской», сделанный до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца на оригинальном изображении были переписаны и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII. — М., 1961. С. 204.). Если это так, то «Богоматерь Белозерская» донесла до нас первоначальный облик прославленной владимирской иконы. Икона из Белозерска содержит несколько характерных индивидуальных особенностей, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная — редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяются фигуры Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с образом Богоматери. Он показан скорее не младенцем Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме. В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон (?), Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле — три святые жены, чьи лики не поддаются опознаванию. Все эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход в мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки, — ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы. Татьяна Вилинбахова усматривает в композиции иконыпрообразную идею Христовой церкви как Дома Богоматери: «Ее [Богородицы] лаконичный, графически четкий силуэт подобен силуэту храма; очертания головы Богоматери, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминают купол. Изображение Христа Эммануила вписано внутрь контура полуфигуры Богоматери; их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Младенец сидит на правой руке Богородицы. Ее кисть изображена подчеркнуто плоскостно, не поддерживающей младенца, а как бы бережно прикасающейся к его телу — „Слову, ставшему плотью“ (Ин 1: 14). Это образ Богоматери-Церкви, вместившей Логос. Движения рук Богоматери образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также и жестам и движениям младенца» («Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. — Спб., 1995. С. 167.). Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматерипурпурный мафорий — указание на то, что она представлена как Царица Небесная. «Богоматерь Белозерская» воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Заветов.