Логотип

Богоматерь Казанская. Икона. XVII в.

Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Дерево левкас темпера,оклад. 33,5× 28

Это один из ранних сохранившихся списков с чудотворного образа Богоматери Казанской. Икона явилась в городе Казань 8 июля 1579 г. после сильного городского пожара. Чудотворный образ был обретен в земле под развалинами дома девятилетней девочкой Матроной. В честь явления иконы был установлен праздник 8 июля, служба к нему и Повести об обретении образа написаны местным священником участником события о. Ермолаем, который позже стал Всероссийским патриархом с именем Ермогена(Гермогена). В 1579 г. список с Казанской иконы был отправлен в Москву Ивану Грозному. Икона стала особо почитаемой с начала XVII века, после освобождения Москвы от поляков, так как список с первообраза находился с князем Д. Пожарским и К. Мининым в народном ополчении, которое вступило в столицу 22 октября 1613 г. В честь этого события установлено еще одно празднование Казанской иконы – 22 октября. После окончания Смуты Д. Пожарский исполнил данный им обет: он построил на Красной площади церковь во имя Казанской Божией Матери. В празднования иконы 8 июля (день явления), 22 октября (избавление от поляков) совершались крестные хода с иконой из Успенского собора Кремля в Казанский храм, где постоянно находился чудотворный образ. Процессию 1635 г. описал в своих записках А. Олеарий. Позже Петр I какой-то список чудотворной иконы перенес в Петербург. Явленная чудотворная икона, обретенная в Казани, утрачена. Иконографически Казанская Богоматерь представляет извод (вариант) канона Одигитрии. Богоматерь изображена погрудно, ее рук не видно, голова склонена к Младенцу, прямо стоящему по левую сторону. Иисус стоит прямо, но фигура дана по колени. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, а левая скрыта одеждой. Главная особенность извода – стоящая фигура младенца и скрытые руки Богоматери.

Богоматерь Казанская. Икона.

 Богоматерь Казанская. Икона. 1649. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль». Дерево, левкас, темпера. 77,5 x91,5 , Ростов

Извод Казанской Богоматери, относящийся к канону «Одигитрии», был чрезвычайно почитаем в XVII столетии (См. Богоматерь Казанская. Икона. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей). На обороте сохранилась надпись с указанием имени автора иконы. Случай уникальный в истории русского иконного писания, так как отечественные мастера не подписывали своих произведений. «Лета 1649 года написана и совершена грешным попом иконописцем Тимофеем в граде Ростове по обещанию и по вере их православных христиан в село Поречье за озером в церковь великомученика Христова Никиты месяца октября в 20 день». Иконописец поп Тимофей из Ростова известен тем, что в 1642-1643 годах расписывал Успенский собор в Москве. Также он упоминается среди мастеров, писавших фрески в ростовской церкви Спаса на Сенях в 1675 году.