Логотип

Коронование Богоматери

Материал из Википедии:«Коронование девы Марии», Диего Веласкес: Марию коронует Святая Троица. Ок. 1645, Прадо — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.). Другие варианты на русс.яз.: Коронование Богородицы, Коронование Царицей Небесной, (преимущественно правосл.), Коронование девы Марии, Коронование Марии, Коронование Святой Девы (католич.). Не очень верно, но употребимо: Коронация девы Марии, Коронация Марии. Не корректно: Коронация Богородицы (Богоматери). Редко: Коронование (коронация) Мадонны, Приснодевы. Иностранные языки: англ. Coronation of Virgin (Mary), нем. DieKrönung Mariä (Marienkrönung), исп. La Coronación de María (Virgen), итал. Incoranazione della Vergine (di Maria).

Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Икона. 1691 г

 Богоматерь «Неувядаемый Цвет». Икона. 1691 г. Дерево, левкас, темпера. 47 х 41,5 Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 28637

Икона происходит из московской церковь Рождества Богородицы в Голутвином переулке и написана известным изографом Оружейной палаты Тихоном Филатьевым. Тихон Филатьев повторил с некоторыми изменениями чудотворный образ из Московского Алексеевского девичьего монастыря. Этот образ являлся древнейшим и наиболее чтимым среди икон этого извода.

Первое упоминание об иконе Алексеевского монастыря относится к 1757 году, но скорее всего она находилась в обители на много раньше. Празднование образа здесь происходило 3 апреля. Эта дата с XIX века входит в православные святцы. В этот день монахини пели перед иконой тропарь «Чистоты неувядаемой цвет», который нашел воплощение в иконописных формах. В наши дни местонахождение монастырского образа неизвестно. В основу сложной аллегорической композиции «Неувядаемого Цвета» положены ветхозаветные прообразы Богоматери, эпитеты, вошедшие в богородичную гимнографию. В центре иконы изображены Богоматерь и Младенец Христос, облаченные в царские ризы, украшенные золотом («ризыпреиспещренны, ризы позлащенны»). Храм на заднем плане — это образ «палаты Царя всех». Престол, за которым расположены Богоматерь и на котором стоит Спаситель, знаменует близость Богородицы к Божиему престолу, а сама она есть «престол и чертог царствующего». Вокруг Богоматери с Младенцем помещены солнце, луна, звезда, кадило, свеча и другие изображения, являющиеся преобразовательными символами Марии. Процветший жезл в руках Богоматери — напоминание еще об одном ветхозаветном прообразе Пресвятой Девы — «жезле из корени Иессеева». Вазоны с цветами, цветущие ветви связаны с именованием Богоматери «Цветом Неувядаемым». В России иконы Богоматери «Неувядаемый Цвет» встречаются в гравюрных листах XVIII столетия. Широкую популярность этот иконографический извод Богородицы получил в XIX веке под влиянием распространенной афонской гравюры.