Логотип

Богоматерь Новоникитская. Икона

Богоматерь Новоникитская. Икона С. Ушакова и С.Милютина. 1677–1678. Музей «Московский Кремль» Дерево, левкас, темпера. 111 х 76 Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Инв. № 1807 соб., Ж-1244/1

Иконе присуща объемная живописная лепка ликов и рук. В колорите сочетаются зеленые, красные, малиновые и белые цвета с обильным использованием золота. В иконе также видна попытка передать цветовой тональностью прозрачную ткань рубашечки Христа и текстуру дерева Голгофского креста. Эти характерные особенности свойственны не только творчеству Симона Ушакова, но и иконному писанию многих царских изографов Оружейной палаты второй половины XVII века.

Публикуемая икона создана Симоном Ушаковым и Михаилом Милютиным для местного ряда иконостаса в соборе Спаса Нерукотворного Московского Кремля. Образ и по сей день там находится, редкий случай в истории бытования древнерусских икон. Богоматерь изображена со сложенными на груди руками. Отрок-Христос сидит на ее коленях. Левой рукой он обхватил копье и крест, увенчанный терновым венцом. На нем белая рубашечка с золотым растительным орнаментом. На Богоматери — ярко-красный хитон и зеленоватыймафорий на малиновой подкладке. Мафорий украшен множеством мелких звездочек, напоминающих звездное небо. По кайме мафория идет золотой орнамент и надпись: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасе моем, яко призре Он на смирение рабы Своея, ибо отныне ублажат мя вси роды, яко сотвори мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лука, 1:46-47). Лики на иконе довольно реалистичны в пределах изучения человеческой натуры времени С. Ушакова . У изографа была явная тяга не столько к внутренней, духовной красоте, сколько к внешней: округлое лицо, правильный прямой нос, тщательно прописанные глаза, выразительные губы. Определенная объемность дается в изображении одежды, складки которой мягко ниспадают и не совсем скрывают контуры тела. Новоникитская икона Божией Матери явилась, по преданию, святому воину мученику Никите (IV в.) еще до принятия им крещения. Он увидел во сне Отрока, держащего в руке крест. Некоторое время спустя Никита обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, виденным во сне. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он крестился. С этим образом Богоматери на груди св. Никита принял мученическую смерть: его заживо сожгли. Тело святого и икона Богородицы после казни остались неповрежденными. Иконографический тип «Новоникитской Божией Матери» восходит к Одигитрии. На ней Богомладенец Иисус изображается стоящим на коленях Пресвятой Девы и держащим большой крест. В России списки с чудотворной иконы не были достаточно распространены в XVII столетии. Наиболее известный из них находился в Москве, в церкви Всемилостивого Спаса у Никитскихворот. Для придворного кремлевского храма изографы Оружейной палаты написали список, который мы публикуем. В Русском музее хранится точная копия, в два раза меньшая по размеру, с публикуемой иконы (Инв. № ДРЖ-1409). Ее исполнил в 1678 году Феодот Феофанов Протопопов.