Логотип

Богоматерь Владимирская. Икона. Первая треть XII в.

 Дерево, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилусса (Сладколобзающая), когда Младенец прижимается щекой к щеке Матери. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни. От первоначальной живописи иконы после неоднократных реставраций сохранились лишь лики Богоматери и Христа. Изумительное по своей одухотворенности лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвестного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, большие удлиненные глаза, несмотря на условность изображения, замечательно передают глубину переживаний Богоматери, предчувствующей трагическую судьбу Сына. Порывисто, будто ища защиты, прижимается к Марии Младенец Христос. Живописное, мягкое письмо передает рельеф ликов, сообщая им особое духовное благородство. Первое упоминание об иконе встречается в летописях в 1155 г. где говорится, что икона была принесена в Киев из Константинополя. В Киеве икона находилась в женском монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимиро-Суздальское княжество. Он украсил икону богатейшим золотым окладом и поставил ее в новом Успенском соборе во Владимире. Ее прославление и наименование связаны с городом Владимиром на Клязьме. В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар под предводительством хана Тамерлана икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. По молитвам иконе Богородицы Владимирской Москва была чудесно избавлена от разорения. Начался новый этап в почитании иконы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства. Церковное празднование иконы совершается трижды в год: 26 августа — в память чудесного спасения Москвы в 1395 г., 23 июня — в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480 г. и 21 мая — в память избавления Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Богоматерь Волоколамская-Владимирская

 Богоматерь Волоколамская-Владимирская. Икона. 1572. ЦМиАР. Дерево, левкас, темпера. 109 х 75

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. № КП 4465 Икону вложил в Иосифо-Волоколамский монастырь Малюта Скуратов, один из руководителей Опричнины, ближайший сподвижник Ивана Грозного.