Логотип

Хайтинский иконостас

Художник Михаил Врубель называл русский фарфор лучшим искусством. Уникальные фарфоровые иконостасы российских мастеров, их производство и современное состояние являются малоизученной страницей в истории искусства. Особого внимания заслуживают история сибирского хайтинского фарфорового производства и судьба уникального хайтинского иконостаса.

Сегодня сведения о таком уникальном явлении русской культуры, как фарфоровые иконостасы, обрывочны. В разных источниках встречаются противоречивые данные о количестве уцелевших иконостасов, месте их расположения; разнятся описания технологических деталей. Следует признать и бытующую терминологическую невнятность темы: фарфоровыми, обобщая, называют как керамические иконостасы, покрытые глазурью, так и фаянсовые, и собственно фарфоровые.

Бокал с потретом И.Д. Перевалова. 1881. Фабрика И.Д. Перевалова, мастер А. Борисов. Фарфор, печать, роспись надглазурная, золочение. Высота 10,0

Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А.Я. Ауэрбаха, Е.Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий.

В русском стиле на заводах Кузнецова делали майоликовые киоты и иконостасы сложной конструкции с множеством фигурных деталей. Цена иконостаса с установкой была очень высокой — около семи тысяч рублей. Однако керамические иконостасы были весьма популярны благодаря своей прочной конструкции и стойким огнеупорным краскам. Всего на заводах Кузнецовых в конце XIX века было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Сам М. Кузнецов был старообрядцем, в его в домовой церкви красовался подобный иконостас.

Уникальный фарфоровый иконостас был создан в Сибири. В 1869 году на месте впадения реки Хайтинки в реку Белую, в 120 километрах от Иркутска (село Хайта, ныне поселок Мишелевка) братья Данила и Филипп Переваловы открыли производство фарфора. Ранее бывшие крестьяне занимались поставками глины для Тальцинского и Тельминского заводов, выпускающих фарфор и фаянс. На выбор места производства, находившегося в трех верстах от деревни Узкий Луг, повлияли исключительные свойства местной глины, по качеству она была сравнима со знаменитыми бельгийскими каолинами. Переваловский фарфор ценился за особую прозрачность и тонкость.

Расцвет фабрики пришелся на период с 1880 по 1907 год, когда во главе ее стал Иван Данилович Перевалов, внук основателя фабрики. При нем выпускались высококачественная недорогая посуда и предметы культа, отличающиеся ослепительной белизной, молочной прозрачностью и плотностью черепка. Чистота и звонкость переваловского фарфора славились по всей России. Особенностями отделки изделий завода были роспись в мелкий цветочек и сдержанная палитра красок: голубая, розовая, нежно­серая. Не применялись пурпурный и ярко­зеленый цвета, общепринятые для декора посуды в этот период. Порой фарфор вообще не имел росписи, что было позволительно при такой белизне материала.

И.Д. Перевалов представлял собой новый для России тип цивилизованного заводчика, талантливого управленца. Он проявлял заботу о рабочих, даже имел специальные фарфоровые жетоны для льготных закупок продуктов, некую замену денег. Перевалов привлекал к работе специалистов таких знаменитых производств, как заводы Кузнецовых и Императорский фарфоровый завод. Работы сибирских мастеров активно представлялись на различных торгово­промышленных выставках, где поиски новых самобытных путей в керамике получали заслуженно высокую оценку. Так, в 1873 году на промышленной выставке в Екатеринбурге изделия фабрики получили большую серебряную медаль с многозначительной надписью: «За полезное».

Дореволюционные клейма на изделиях фабрики ставились надглазурные или «в тесте». Вариантов клейм два: «Фабрики И.Д. Перевалова» (до начала XX века) и «Фабрики торг. т­ва Первалов, Щелкунов и Метелев» (в период с начала века до национализации фабрики в 1920 году). На некоторых изделиях имеется монограмма «ИД» — инициалы Ивана Перевалова.

В советский период истории фабрики клеймо имело вид оттиска «ХФЗ Хайта». С 50-х годов XX века клеймом стала фигурка белого горностая — символ особой белизны сибирского фарфора.

В 1880 году Иван Перевалов основал при фабрике музей фарфора. К 1917 году собрание промышленника насчитывало более одиннадцати тысяч единиц хранения. Оно включало в себя великолепные образцы изделий завода Перевалова, ведущих фарфоровых производств России, Западной Европы и стран Востока. Для любителей фарфора по музею и мастерским завода проводились экскурсии.

После революции сохранилась лишь третья часть знаменитого собрания И. Перевалова. Заводской музей существовал до 1930 года, но только в 2004 году коллекция фарфора была объявлена национальным достоянием и передана на хранение в Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.

В собрании музея ныне хранятся два редких высокохудожественных фарфоровых иконостаса, предположительно выполненных мастерами хайтинской фабрики в конце XIX века. Один, более строгий по форме, кобальтовый, расписан золотом. Другой иконостас, более нарядный и праздничный, выполнен в неорусском стиле, украшен лепниной и золотым декором. В создании последнего принимал участие Дмитрий Михайлович Морозов, один из художников Хайтинского завода, до переезда в Сибирь работавший на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

Иконостас предназначался для церкви Сиропитательного дома купчихи Елизаветы Медведниковой в Иркутске, первого в Сибири женского учебного заведения. Двухъярусный иконостас в 1892 году был установлен в храме во имя Пресвятыя Богородицы всех скорбящих радость. Ныне в Сиропитательном доме располагается сельскохозяйственная академия, церковь была разрушена еще в 1920-х годах. Деревянная основа иконостаса утрачена, а фарфоровое убранство попало в музей.

Отделка иконостаса характерна только для изделий сибирских мастеров. Деревянная основа иконостаса была украшена пышной высокого рельефа резьбой: виноградные листья, лозы, грозди в сложном переплетении покрывали кронштейны, капители колонн, карнизы и царские врата иконостаса, а также рамы икон. Позолоченная резьба, изготовленная в иркутской мастерской Пятидесятникова, выгодно подчеркивала знаменитую белизну хайтинского фарфора, который крепился на деревянную основу.

Фарфоровая часть иконостаса отмечена сложным рельефным орнаментом, состоящим из таких элементов, как колонны, «кокошники», декоративные треугольники. Сохранился уникальный изысканный колорит изделия. Состояние фрагментов позволяет надеяться на воссоздание этой малоизученной страницы российской фарфоровой промышленности.

В заключение отметим, что в последние годы было изготовлено и установлено в храмах России несколько новых керамических иконостасов, в связи с чем наблюдается пристальный интерес к наследию мастеров прошлого.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И.Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Летопись потерь и возрождения 
Не сохранились фарфоровые иконостасы: 
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены. 
2. В Знаменской церкви в Царском Селе. 
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область), построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И.Е. Кузнецова. 
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге. 
5. В Вознесенской церкви города Козлова.

Сохранились и нуждаются в реставрации: 
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса — скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П.П. Рыжковского. 
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье), на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых). 
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса — отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М», которая обозначала место установки — село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена. 
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Новые керамические иконостасы: 
1. В церкви Храма-на-Крови в г. Екатеринбурге. Иконостас изготовлен в 2002 году из 800 деталей на Сысертском фарфоровом заводе (Свердловская область). 
2. Первый в Москве фарфоровый иконостас установлен в 2003 году в храме Живоначальной Троицы на Каширском шоссе. Работы по изготовлению пятиярусного иконостаса были выполнены петербургскими мастерами по технологии XIX века: керамическая плитка сочетается с мраморными деталями. На белом фоне выполнена роспись изумрудного цвета, дополненная позолотой. Иконостас собран из двух тысяч фарфоровых деталей. 
3. В храме святых новомучеников и исповедников в городе Исилькуле в Омской области в 2004 году установлен изящный воздушный иконостас, изготовленный из 1200 деталей на Сысертском фарфоровом заводе (Свердловская область). Длина иконостаса 8 метров, ширина 6,5 метра; вес около 8,5 тонны. Каждый фрагмент изготовлен вручную по индивидуальным формам наливным способом, толщина деталей 1–1,5 см. Использованы роспись и позолота. Крепеж на металлический каркас произведен через специальные отверстия, дополнительно были применены специальные скрепляющие растворы. 
4. Установлен фарфоровый иконостас в храме Ильи Пророка в деревне Савино (бывшая усадьба Ильинское московского генерал­губернатора великого князя Сергея Александровича Романова). Высота иконостаса 9 метров, ширина 7 метров. Группа мастеров из Дулево и Гжели под руководством гжельского мастера Валентина Розанова в 1999–2002 годах изготовила фарфоровый иконостас из 500 деталей, которые закреплены на металлическом каркасе. 
5. В целом на Сысертском заводе было изготовлено пять фарфоровых иконостасов. В проектировании и сборке их принимали участие специалисты екатеринбургской архитектурной фирмы «Терем» (руководитель работ В.И. Симиненко). 
Иконостасы заказали Свято-Симеоновский и Михаило-Архангельский храмы в Ново­Тихвинском женском монастыре, Спасо-Преображенский собор в Невьянске (часть историко-культурного комплекса «Старый Невьянский завод»).