Логотип

Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. Дерево, паволока, левкас, темпера. 105 х 62 Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 28598

По замыслу и композиционному построению икона «Древо Московского государства», написанная знаменитым русским изографом Симоном Ушаковым, является скорее не столько иконой, сколько аллегорической картиной. Произведение создано год спустя по окончании Большого Московского собора (1666-1667), проводившегося под эгидой царской власти и подтвердившего церковные никонианские реформы. Иконописными средствами изограф ставил своей задачей показать историческое единство государственной и церковных властей на Руси и утвердить божественную правоту их совместных деяний. Место создания Москва, Россия

Икона писалась в 1668 году царским иконописцем Симоном Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. В средней части кремлевской стены надпись: «Писана сия икона от сотворения света текуща под солнцем 7167 [1668] лета во дниблагочестиваго и христалюбиваго государя царя и великаго князя Алексея Михайло[ви]ча, всея Великия, и Малыя, и Белыя Росиисамодержца». В левом нижнем углу продолжение надписи: «А писал сии образ его государев зограф Пимин, зовомый СимонУшаков». Из этой приписки следует, что изограф полностью писал весь образ без помощников. В своем творении С. Ушаков считал себя призванным прославить православную церковь и московскую государственность. Всю нижнюю часть иконы занимают стены и башни Московского Кремля, переданные с документальной точностью. За стенами в центре изображен московский князь ИванКалита, собиратель русских земель, и митрополит Петр, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они насаждают огромное древо с виноградными лозами и цветами, корни которого уходят в твердыню православия — Успенский кафедральный собор «всея Руси». Символическое древо несет в своих ветвях цветные медальоны. В центральном большом медальоне – Богоматерь Владимирская. На каждой стороне древа по десять медальонов. Слева изображены отечественные высокопоставленные светские и церковные деятели: царевич Дмитрий Углический, цари Феодор Иоаннович и Михаил Федорович, патриархи Филарет, Иов, московские митрополиты Филипп, Фотий, Иона, Киприан, Алексий. Справа размещены русские святые: юродивые Ивана «Большой колпак», Василий Блаженный, Максим Блаженный, преподобные Андроник, Симон, ПафнутийБоровский, Сергий Радонежский, Никон Радонежский, а также благоверный князь Александр Невского. Все они держат в руках свитки с текстами из Акафиста Богоматери – торжественной похвалы Пречистой Деве, уподобленной божественному древу. За кремлевскими стенами слева от Спасской башни с курантами видна фигура царя Алексея Михайловича, правителя Российского государства во время написания иконы. Справа у Никольской башни — царица Мария Ильинична с царевичами. В облаках изображен Иисус Христос, передающий через ангелов московским государям корону и богородичный покров, оберег русской земли. По сторонам Христа надписи, среди которых есть такая: «Буди мне верен до смерти и дам ти венец живота [жизни]». Возможно, эти слова обращены к царю Алексею Михайловичу, как наставление. Для создания этой своеобразной идеологической композиции использованы иконографические варианты «Похвалы Богоматери» (Богоматерь в центре, пророки со свитками по сторонам) и «Древа Иессеева» (родословное древо Христа с его предками «по плоти»). Икона написана корпусным наложение красок по золотистому подмалевку. Это придает всей красочной гамме жесткость эмалевых тонов. Лица исполнены в «живоподобной» манере. Изображение Богоматери отличается большей иконописной схематичностью и каноничностью.