Логотип
Интернет-магазин Алёнка

Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

 Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ Дерево, левкас, темпера. 130 x 76 Государственная Третьяковская галерея. Инв. № 28691

Икона происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Икона подписная, что не редкость для Симона Ушакова. Под свитком можно прочитать: «ЛЕТА ГОСПОДНЯ 7176 (1668) ПИСАЛ ПИМИН ФЕДОРОВ ЗОВОМ СИМОН ОУШАКОВ» Творение Симона Ушакова является одним из списков с древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, она считается главной святыней острова. Появилась икона еще в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118). Образ прославился чудесным исцелением императора и его дочери. После чего Алексей I Комнин, оставив у себя точную копию, отправил святыню на Кипр. Монах Исайя, благодаря щедрым пожертвованиям императора, основал на горе Киккосмужской монастырь во имя Богоматери, где и пребывала древняя икона. «Богоматери Киккская» стала почитаться в России с конца XVI века, чему способствовало распространение сказаний о кипрских святынях. Киккский образ относится к иконографическому типу «Богоматери Взыграния», воплощавшего тему страстей Христа и предвидения Божией Матерью страданий своего сына. Верный себе, С. Ушаков наделяет образ Богоматери глубоким внутренним покоем и гармонией в противоположность прежним иконописцам, которые часто придавали лику Пречистой Деве трагическое выражение, подчеркивая ее неизбежную скорбь. Русский изограф также допустил смелое отклонение от прославленного протографа. На его иконе Богомладенец расположен на левой руке Девы Марии, тогда как на образе из Киккского монастыря он покоится на ее правой руке.

Спас Великий архиерей. Икона С. Ушакова.

Спас Великий архиерей. Икона С. Ушакова. 1658. ГИМ Дерево, левкас, темпера. 38 х 39 Государственный Исторический музей

В соответствии с традиционной иконописной схемой в «Великом архиерее» лицо Христа худое, нос прямой и тонкий. Жестко прорисованы брови. Но человечески выразительны светло-карие глаза с голубоватыми белками, припухшими веками, с красноватыми слезниками в углах, взгляд спокойный и испытующий. Ощущается тяжесть архиерейской митры, которая надвинута на лоб и дает мягкую глубокую тень. Светлые розовато-фиолетовые тона митры и облачения сочетаются с интенсивным голубым фоном, окаймленным черным кругом, что при светлом лике значительно усиливает впечатление живости лица.


В начало раздела "Иконопись">>>