Логотип

Лествица Иоанна Лествичника. Икона . Конец XII в.

 Лествица Иоанна Лествичника. Икона . Конец XII в. Дерево, темпера. Монастырь св. Екатерины на Синае. Место создания иконы: Византия.

Иоанн Лествичник — христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Родился в Константинополе, но, приняв постриг, переехал в Египет. «Лествица» (старославянское слово, означает «лестница») — основное сочинение Иоанна Лествичника. Представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию. Образ «лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы. Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 ступеней, таких как: Отречение от мира и Странничество, Послушание, Покаяние и Плач, Память смертная, Кротость, Целомудрие, Нестяжание, Бдение, Смиренномудрие, Рассуждение, Безмолвие, Молитва, Бесстрастие. Изображение Лествицы Иоанна часто встречается на иконах, в книгах, на нравоучительных лубках и т. д. Изображается лестница от земли до небес, по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (условно обозначенный разломом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.

Григорий Чудотворец. Икона . Втор. половина XII в.

 Григорий Чудотворец. Икона . Втор. половина XII в.Дерево, темпера. Государственный Эрмитаж, СПб.Место создания: Византия.

Основное назначение византийской иконы — открывать молящемуся неизменные духовные сущности. Примером высокого соответствия выразительных средств и задач, стоящих перед иконописцем, может служить икона «Григорий Чудотворец». На золотом фоне художник поместил полуфигуру святого в желтых одеждах, которые не столько выделяют его из фона, сколько связывают с ним. Он сам носитель Божьей благодати, и всё вокруг него наполнено золотом божественного света. Правая рука с длинными тонкими пальцами поддерживает книгу, которую святой несет в другой — закрытой плащом — руке. Книга изображена в обратной перспективе и от этого кажется выступающей из плоскости иконы к зрителю. Смуглое лицо передано схематично. Оно как бы набрано из знаков: губ, носа, глаз. Белые волосы выполнены в орнаментальной манере. Светотеневая моделировка сводится к более темному цвету щек и темени и к светлым пятнам у глаз, близ бровей и рта. Характер передан, в основном, изящно изломанной линией бровей и большими, грустными глазами. Этот условный образ благородного, спокойного, всезнающего, светлого человека другого мира, обращенный к зрителю, идеально подходит для предстояния, моления о прощении и заступничестве.