Логотип

"Насыпные" иконы Денисова-Уральского

Может ли считаться раритетом вещь, которая была изготовлена сравнительно недавно, например, во второй половине XIX века и являлась аксессуаром хотя и дорогого, но повседневного обихода? Как относиться к предмету, который, случайно появившись из исторического небытия, вдруг стал настоящей диковиной, экзотикой, редкостным памятником забытой художественной культуры, удивляющим необычным внешним видом и странным сочетанием "праздничной красоты и полувосточного колорита", столь характерными для всей русской жизни?

Чтобы правильно ответить на этот непростой вопрос, необходимо учитывать все визуально доступные для исследования характеристики предмета: оригинальность внешнего вида, форму, материал изготовления, технику, художественный стиль, время производства, имя автора и его известность на родине и за рубежом. Следует обратить внимание на стоимость материала и техники, эксклюзивность или тиражность предмета, его воспроизводство в более позднее время, количество сохранившихся образцов, возможную мемориальность, сохранность, наличие научной информации или архивных данных и т.д. И если вещь обладает большинством из перечисленных "родовых" признаков, то можно говорить о ней как об антикварном раритете.

Именно о таких двух редчайших уникумах - материальных памятниках русской художественной культуры - и пойдет речь в нашей статье. На примере этих двух, совершенно спонтанно появившихся на московском рынке антиквариата предметов уральского камнерезного искусства читатель может отчетливо представить себе, что сегодня можно считать раритетом в отечественном декоративно-прикладном искусстве второй половины XIX века.

Недавно в отделе металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства находилась на атрибуции так называемая "наборная" икона (иначе "насыпная" икона или "икона-картина") "Воскресение Христово" в застекленном деревянном ящике-киоте. Представленная на экспертизу "наборная" икона имеет внушительные размеры и является уникальным, практически не встречающимся в современной антикварной торговой практике типом художественного изделия культового назначения. По своей художественно-стилевой манере и технике исполнения эта икона атрибутируется как одна из ранних работ знаменитого в России и известного в Европе и Америке петербургского живописца и камнереза А.К.Денисова-Уральского (1864-1926).

"Насыпная" икона "Воскресение Христово", на которую обращает внимание специалистов, экспертов и всех любителей старины эта публикация и которая позиционируется как подлинный раритет, выполнена в сложной комбинированной технике акварели и лаковой живописи с применением широкого спектра цветных и полудрагоценных камней и минералов Урала. Это своеобразная литотека, в которой находятся гранит, обсидиан, разные виды яшмы (орская, калканская, техническая), родонит, горный хрусталь, слюда, разные виды агата (маховой), аметист, руда природного железа, малахит (малахитовые почки), хризолит, дымчатый кварц, лазурит, медная руда, мрамор и пр. Пейзаж с видом на Иерусалим и Голгофскую гору с тремя столбами-распятиями выполнен в акварельной технике. В иконографическом решении сюжета "Воскресение Христово" использованы накладные фигуры, вырезанные из склеенных в несколько слоев тонких листов бумаги (наподобие папье-маше) и расписанные в технике лаковой живописи. Первый план выложен крупными и мелкими полированными спилами, минералами, самородными кристаллами, щетками, маточной породой, композиционно создающими иллюзию внутреннего пространства пещеры. Причем именно за счет яркого разноцветья уральских камней создается особое настроение сакральности и ощущение личной сопричастности к одному из основных таинств христианства.

Данная икона может быть датирована около 1887 года и относится к раннему екатеринбургскому периоду жизни художника, когда он занимался исключительно изготовлением камнерезных изделий и его фамилия еще не имела приставки "Уральский". Он взял это добавление к фамилии в 1902 году, во время организации в Петербурге своей персональной живописной выставки "Урал и его богатства" по примеру друга, писателя Мамина-Сибиряка, желая подчеркнуть свое происхождение и любовь к родным местам...

Денисов-Уральский был широко признанным и коммерчески востребованным художником своего времени. Он являлся одним из учредителей петербургского общества "Русские самоцветы" и владельцем одной из четырех существовавших тогда в России (в Петербурге) камнерезных фирм, выступавших в качестве поставщиков камнерезных изделий для членов императорской фамилии.

В наши дни Денисов-Уральский практически забыт. Его имя, хорошо известное узкому кругу профессионалов, к сожалению, ничего не говорит большинству частных инвесторов и операторов антикварного рынка. Поэтому наличие одной из его работ в публичной продаже осталось абсолютно незамеченным. Иначе как объяснить тот парадоксальный факт, что на XII и XIII Российских антикварных Салонах, проходивших в ЦДХ, не заметили и не внесли в разряд редкостей вторую по счету на московском рынке "наборную" икону с клеймом самого мастера?

Личные клейма уральских мастеров-камнерезов 1880-х годов на предметах декоративно-прикладного искусства встречаются крайне редко, поэтому представляется важным привести здесь описание этого клейма. Оно представляет собой овальной формы чернильный штамп-оттиск с надписью печатными буквами: "РЕЛЬЕФНО-КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕР А.К.ДЕНИСОВ НА ПОКРОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ ЕКАТЕРИНБУРГ" на задней стенке ящика-киота иконы.

Другая уникальная работа А.К.Денисова-Уральского носит более камерный характер. Эта икона могла быть изготовлена в период с 1884 по 1887 год, а, скорее всего, была сделана в 1887 году, когда проводилась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. По своей иконографии, по характеру подбора камней она является полным аналогом иконы "Воскресение Христово" из фондов Свердловского областного краеведческого музея. Известно, что эта "музейная" икона экспонировалась на Сибирско-Уральской выставке и была отмечена большой серебряной медалью.

Особенно интригует история дореволюционного бытования второй, "малой", иконы, которая, помимо редкого клейма художника, имеет, по легенде, отношение к высочайшим подаркам, жалуемым из кабинета Его Императорского Величества. По семейным преданиям, эта икона была подарена лично императрицей Александрой Федоровной, женой Николая II, одной из своих фрейлин, которая, в свою очередь, была близкой подругой знаменитой Анны Вырубовой. А попала "наборная" икона в состав подарков кабинета в царствование Александра II.

Разумеется, достоверность этой информации еще предстоит проверить по архивным документам, но совершенно очевидно, что такая ситуация вполне реальна. Икона могла попасть в число подарков после одной из выставок, в которых принимал участие Денисов-Уральский. В известной книге "Фаберже и петербургские ювелиры" (под общей редакцией В.В.Скурлова, СПб., 1997) приводятся данные о том, что многие члены императорской фамилии были знакомы с художником в петербургский период его жизни и покупали у него или получали в дар изделия из камня. Этот факт свидетельствует о высоком художественном рейтинге Денисова-Уральского, можно согласиться с мнением В.В.Скурлова, что мастер практически стоял в одном ряду со знаменитым Фаберже.

Небольшой экскурс в историю камнерезного искусства Урала и некоторые моменты из биографии этого замечательного мастера-камнереза и профессионального художника-пейзажиста помогут читателю понять всю беспрецедентность появления его ранних подобного рода вещей на современном антикварном рынке Москвы.

Во второй половине XIX века среди разных производств в уральском камнерезном деле на первом месте стояли кустарные мастерские по гранению уральских самоцветов и драгоценных камней и мастерские по изготовлению печатей, "наборных" картин, "горок" (своеобразных минералогических коллекций в виде миниатюрных гротов) и "наборных" икон.

Производство "насыпных" икон стало интенсивно развиваться после 1861 года, когда, вследствие проводимых в стране политических и экономических реформ, освободилось от обязательных государственных работ значительное количество опытных мастеров, трудившихся на Екатеринбургской гранильной фабрике и Горнощитском мраморном заводе.

В самом Екатеринбурге были широко известны два частных камнерезных мастера - М.Макаров и К.Денисов, чья художественная продукция в виде "наборных" картин, "наборных" икон и "горок" отличалась высоким уровнем профессионального мастерства, художественной фантазией и оригинальным подбором различных цветных камней, отражающих природное богатство горного Урала. Известный русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк высоко ценил это самобытное искусство мастеров-камнерезов, указывая, что для изготовления подобного рода изделий требуется оригинальное творческое мышление.

Производство картин, "горок" и икон из уральского поделочного камня было очень трудоемким, сложным делом, и выполнялись эти предметы обычно штучно, по частному заказу или в небольшом количестве для продажи в магазинах (например, у купца Калугина в Екатеринбурге) в качестве ценного подарка к Пасхе. Стоимость некоторых экземпляров достигала 250 рублей, что по тем временам было очень большой суммой.

"Насыпные" картины, в большинстве случаев, были пейзажного характера, хотя известен факт существования и сюжетной картины подобного рода. Они представляли собой своеобразные "домашние" панорамы, органично сочетающие живописную или акварельную технику с подбором камней разных пород. "Горки" также не были спонтанным механическим соединением цветных уральских минералов: в них с особым тщанием подчеркивалась красивая текстура камня, создавалась определенная цветовая палитра в соответствии с эстетическими представлениями мастера и пожеланиями заказчика, из синтеза которых рождалось необычное произведение камнерезного искусства.

Лучшие образцы этой продукции демонстрировались в 1880-1900-х годах на Всероссийских художественно-промышленных и Всемирных выставках, получая не только награды, но и восторженные отклики в прессе, подчеркивавшей высокое мастерство русских умельцев, художественность и "волшебную оригинальность" уральских экспонатов.

Производство "икон-картин" и "насыпных" картин с видами горного Урала было практически идентичным по своему художественному методу. Обычно для тех и других приготовлялся специальный деревянный ящик, на дне которого размещалась картина с красочным пейзажным видом или с религиозным сюжетом, затем отдельные части этой картины намазывались клеем, обсыпались мелко толченным камнем и песком. Из целых кусочков камней и природных минералов создавались скалистые берега, утесы, горы и гроты, кусты - из мха, а для стволов деревьев использовали небольшие веточки кустарника. Нижнюю часть картины занимали искусно подобранные по сочетанию цветов и рельефно уложенные полированные камни.

Характерная черта "насыпных" икон - максимальная эмоциональная выразительность и красота канонического евангельского сюжета, праздничность и нарядность. По сути дела, обрамление иконографического сюжета таким своеобразным способом - цветными камнями и минералами - сродни драгоценным серебряным ризам, украшающим традиционные русские иконы.

Прекрасным мастером по изготовлению именно таких художественных изделий - икон - и был екатеринбургский мещанин Алексей Козьмич Денисов-Уральский. В биографической справке, приведенной в научной литературе, указывается, что его отец, художник-самоучка и мастер-камнерез Козьма Денисов, выступал в качестве экспонента на художественно-промышленных выставках в Петербурге, Москве и Вене.

Вместе с отцом, а позднее и самостоятельно, молодой Алексей Денисов в 1870-1880-е годы изготовлял рельефные карты Среднего и Южного Урала, составленные из минералов, "горки", "наборные" картины и "иконы-картины". В 1884 году, в 20-летнем возрасте, он получил от Ремесленной управы Екатеринбурга звание цехового мастера рельефного мастерства. Его работы также демонстрировались на выставках 1880-1890-х годов в Екатеринбурге, Казани, Москве, Париже и Вене и были отмечены тремя серебряными медалями.

В 1887 году он переехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. С этого момента в его жизни основное место заняла живопись. Художник активно участвовал в выставках Академии художеств, Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников. Можно только поражаться природным способностям, таланту, колоссальной предпринимательской энергии и большой внутренней культуре А.К.Денисова-Уральского, который, несмотря на славу и покупательский успех, в своей профессиональной деятельности всегда оставался, как писала про него критика, "художником Урала". Его искренняя любовь к родным местам не ограничивалась "платоническим чувством", но и подкреплялась практическими делами, в том числе и финансовой помощью. Так, например, большие денежные сборы от Петербургской выставки 1911 года он отдал на развитие уральского камнерезного и гранильного дела.

Первым из русских предпринимателей Денисов-Уральский устроил минералогическую выставку в США и познакомил американскую публику с природными богатствами Уральского края. В его петербургской ювелирной мастерской работали наиболее талантливые мастера-камнерезы с Урала, художественная продукция которых составляла реальную конкуренцию изделиям фирмы Фаберже. А в магазине на Морской улице, 27, который назывался "Уральские камни", можно было купить вырезанные Денисовым из уральского камня великолепные декоративные скульптурки, письменные чернильные приборы, "насыпные" картины, "горки", и, вполне возможно, уже знакомые нам "насыпные" иконы.

Нет смысла перечислять все заслуги, профессиональные и человеческие достоинства Денисова-Уральского. Как художник, патриот и общественный деятель он очень много сделал для изучения и пропаганды культуры и ремесел горно-заводского Урала. Наша цель - напомнить о незаслуженно забытом потомками замечательном русском человеке и гражданине, подчеркнуть важность и значимость любого сохранившегося в наши дни изделия из его художественного камнерезного наследия, так как большинство работ из камня этого мастера утрачены после революции.

Сегодня автору статьи точно известно местонахождение всего двух "икон-картин" Денисова-Уральского, хранящихся в государственных собраниях Екатеринбурга и Перми. Теперь появилась блестящая возможность добавить к ним еще две редкие "наборные" иконы с сюжетом на тему "Воскресения Христова", которые появились на антикварном рынке. Возможно, что в "тайниках" многочисленных частных коллекций также могут находиться подобного рода вещи, владельцы которых и не подозревают о наличии у них раритета. А в том, что это настоящие уникальные произведения русского прикладного искусства последней четверти XIX века, сомневаться не приходится.

"Насыпные" иконы работы А.К.Денисова-Уральского по своей художественной и исторической значимости стоят в одном ряду со знаменитыми пасхальными яйцами фирмы К.Фаберже: ведь иконы и яйца-сувениры играли одну и ту же роль - дорогого заказного подарка, символизирующего вечную жизнь через великий праздник Пасхи и Воскресения Христа.

журнал 
"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" 
№ 3-4 (6), 2003 г.