Логотип

Образ Георгия победоносца в иконе

Святой Георгий — один из особо почитаемых русских святых. День его памяти празднуется православной церковью 26 ноября (9 декабря) и 23 апреля (6 мая). Георгий с копьем на новгородской, затем на московской деньге, всадник Георгий на щите московского герба... Нет другого святого, чей образ столь часто встречается в государственной символике.

 

Св. Георгий в житии. Икона. XVI–XVII. 98,0 × 76,0. Дерево, темпера. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Житие святого рассказывает, что Георгий родился в Каппадокии (область в Малой Азии, входившая в состав Римской империи) в знатной семье. Вступив в армию, он стал прекрасным воином и достиг высокого положения на службе у императора Диоклетиана. Георгий принял христианство, и когда в 303 году начались так называемые Диоклетиановы гонения, отказался от звания и богатства и отправился к императору в его резиденцию в Никомедии (Малая Азия, ныне — турецкий город Измит) отстаивать свою веру. Император заключил его в темницу, где Георгия подвергли страшным мучениям: избивали, заливали в горло расплавленное олово, сажали на раскаленного металлического быка, пытали колесованием. Георгий выдержал пытки, черпая силу в вере. Тогда по приказу императора палач отрубил ему голову.

Наибольшую известность и самостоятельное значение в литерату¬ре и искусстве приобрел эпизод из жизни Георгия, связанный с его победой над чудовищным драконом, пожиравшим людей в окрестностях города Ласии (Палестина), когда святой спас царевну от неминуемой смерти. Этот сюжет получил на Руси название «Чудо Георгия о змие». Празднование победы над змием приурочивалось к осенне-зимнему празднику святого — 26 ноября (9 декабря) — Юрьеву дню. Однако главный день памяти Георгия — это дата его смерти, 23 апреля (6 мая).

Обширную иконографию Георгия Победоносца можно классифицировать следующим образом. Все типы изображений подразделяются на две большие группы: одиночные и житийные иконы. Первые включают изображения пешего воина Георгия, всадника-драконоборца и молящегося Георгия из деисусного чина. На среднике житийных икон можно увидеть изображения как Георгия пешего, так и «Чуда о змие».

Св. Георгий. Икона. Около 1170. Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Дерево, темпера. 174,0 × 122,0. Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»

Самая древняя из сохранившихся русских икон Георгия — храмовый образ Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, написанный около 1170 года по заказу новгородского князя Георгия Андреевича. Ровно 400 лет спустя, в 1570 году Иоанн Грозный после побоища, учиненного им при походе на Новгород, увез икону в Москву, где она хранится и поныне в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Георгий предстает в полном воинском облачении. Изображенная по пояс фигура покрыта сияющим пластинчатым доспехом, в правой руке он сжимает копье, левой опирается на крестообразную рукоять меча. Через левое плечо Георгия перекинут алый плащ — атрибут мученичества в древнерусском искусстве.

Излюбленной темой русской иконописи стало «Чудо Георгия о змие». Известно краткое (Георгий на коне и дракон) и развернутое (Георгий, дракон, царевна, очевидцы чуда — родители царевны и др.) изображения. Более древним является краткий вариант, исключающий дополнительные эпизоды. Самая ранняя из икон этого извода, дошедших до нас, датируется концом XIV века.

К числу наиболее ярких и характерных образцов новгородской живописи XV столетия, эпохи расцвета местной школы, относится икона из собрания И. Остроухова, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Это одно из самых прекрасных изображений Георгия. Для новгородской живописи XV века характерна любовь к ярким, звонким краскам с преобладанием киновари. Красный плащ Георгия напоминает вспышку пламени на золотистом фоне иконы.

Чудо Георгия о змие. Икона. ХV. Новгородская школа. Дерево, темпера. 82,0 × 63,0. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Краткая редакция икон «Чудо о змие» хронологически не ограничивается одним средневековьем. Более того, в малоформатных иконах, особенно украшенных окладами из драгоценных материалов, она приобрела дополнительную привлекательность. Примером поздней русской иконы подобного типа может служить икона из коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге, датируемая 1850 годом. Изображение змия на иконе имеет свою особенность: Георгий поражает врага в шею, а не в пасть, показана даже кровь, струящаяся из раны. Впрочем, это не противоречит житийному тексту, где читаем: «устремися конем на змия, и, ударив того крепко в гортань, уязви». Серебряная рама иконы украшена изображениями знаков учрежденного в 1769 году ордена Святого Георгия: двух звезд и крестов.

Постепенно, с XVI века, краткий вариант «Чуда Георгия о змие» начинает уступать развернутой версии, когда на иконе изображается множество очевидцев. Это объясняется общей тенденцией русской иконописи, когда в XVI–XVII веках она становится повествовательной, иллюстративной, «богословием в красках». Иногда иконография настолько замысловата, что без комментария икона весьма трудна для восприятия. Увеличение числа персонажей вносит изменения в композицию иконы «Чуда о змие»: благодаря перенесению места действия в город возникает необходимость появления архитектурных изображений — так называемого палатного письма. В иконах «Чуда» расширенного извода палаты — это смотровые башни, откуда царь с царицей, придворные и жители города наблюдают за происходящим. Появление башни со зрителями пред ликом святого приводит к необходимости перемещения на большинстве икон сегмента с десницей Господней за спину Георгия. На тверской иконе второй половины XVI века из Воскресенского собора города Кашина (хранится в Третьяковской галерее) рядом с Христом на основном поле иконы изображен ангел, принимающий у Христа венец для святого. В некоторых случаях, как на иконе XVI века из Донского монастыря в Москве (музей-усадьба «Останкино»), склонный к конкретизации и точности иконописец показал копье святого словно исходящим из руки Господа.

Чудо Георгия о змие. Икона. 1850. Санкт-Петербург. Серебро, филигрань, золочение, чернь, эмаль. 32,1 × 27,2. Санкт-Петербург, государственный музей истории религии

Самая ранняя из числа известных ныне житийных икон Георгия появляется в первой половине XIV века. На ее среднике изображено «Чудо Георгия о змие», причем в развернутой редакции. Показан момент торжества святого после победы над змием. Он восседает на белом коне с копьем в руке, но копье не касается змия. Чудовище послушно следует за царевной по имени Елисава (так написано над ее головой). В правой верхней части средника иконы находится башня с укрывшимися на ней царем, царицей и жителями города. На 14 клеймах изображены мучения святого. Их связь с житийным текс¬том подчеркнута пространными надписями, сопровождающими каждую сцену. В характере и стиле иконы ясно ощущается знакомство автора-иконописца с образцами романской живописи. Это не удивительно, ведь в Новгороде, активно торговавшем с западными землями и особенно с городами Ганзейского союза, существовал и католический храм.

На житийных иконах мог изображаться и пеший Георгий. Иконы с образом святого Георгия в рост в полном воинском облачении и с житийным повествованием в клеймах получают широкое распространение в Москве в XVI веке, уже после окончательного покорения Новгорода в 1570 году. Икона из Государственного Русского музея, приблизительно датируемая XVI–XVII веками, замечательна еще и тем, что она была поднесена императору Александру II старообрядческой общиной города Динабурга Витебской волости в благодарность за введение «Правил о старообрядцах» (1864), согласно которым старообрядцам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности.

Св. Георгий в житии. Икона. Первая половина XIV. Новгородская школа. 89,0 × 63,0. Дерево, темпера. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Особого внимания заслуживают изображения святого в деисусном чине русского иконостаса. Центральная фигура чина — Спас Вседержитель, восседающий на престоле. Слева и справа находятся Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, молящиеся за род человеческий. Далее в строгой последовательности располагаются святые апостолы, отцы церкви, мученики, преподобные (святые монашеского звания), столпники. Среди мучеников помещали и святых-воинов — Георгия с Дмитрием Солунским. В деисусе оба святых воина обращаются с молением к Иисусу Христу. Вместо воинских доспехов Георгий облачен в хитон, красный плащ не развевается за спиной, а окутывает всю фигуру святого. Именно таков Георгий из деисусного ряда церкви Рождества Христова Дмитриевского монастыря Тверской губернии, ныне находящийся в Третьяковской галерее.

В результате реформаторской деятельности Петра I с полной переориентацией на Запад в русскую иконопись XVIII века все глубже проникали образы и традиции западноевропейской живописи. Произошел переход к «воцерковлению» икон-картин, написанных на холсте в соответствии с канонами барокко, классицизма и академизма и распространенных в русских храмах, особенно в крупных городах. Однако традиционная иконопись, превратившаяся в этот период в отдельную ветвь русского искусства, продолжала развиваться.