Логотип

Оклады Икон

При оценке ювелирного изделия учитываются принадлежность к фирме или автору, количество экземпляров, сложность техники изготовления, использование драгоценных материалов. Когда оценивают антикварный предмет, к этим критериям добавляют сохранность, провенанс и время создания. Однако доминирующими факторами при определении стоимости являются спрос и предложение.

В последние годы одной из самых активно развивающихся областей антикварного дела стала работа с предметами церковного искусства конца XIX – начала XX века и особенно с иконами в драгоценных окладах. Рост интереса к ним со стороны собирателей старины объясняется рядом причин. Во-первых, определенной ограниченностью рынка икон старше XVII века, вследствие чего переключение покупательского внимания на более поздние произведения выглядит вполне логично. Во-вторых, в современном русском искусствознании началось комплексное изучение традиций украшения икон.

Другим немаловажным фактором, опосредованно породившим указанные современные тенденции, является рост религиозного самосознания общества, который напрямую связан с так называемым русским религиозным ренессансом конца XIX – начала XX века. И, наконец, в современном мире инвестиции в актуальные виды антиквариата, к коим, безусловно, можно причислись и высокохудожественные окладные иконы, приносят своим владельцам до 100 процентов прибыли в год, делая коллекционирование одним из самых прибыльных видов вложения средств.

Богоматерь Иверская. Мастерская Д.Л. Смирнова. Москва. Начало XX. Оклад: серебро, чеканка, золочение. Частное собрание

Оценка данного вида ювелирного искусства благодаря соединению в ней предметных и смысловых свойств имеет свою особую специфику, подчас способную завести в тупик современного коллекционера. В этой связи интересно проследить систему ценообразования икон в драгоценных окладах в конце XIX – начале XX века и сравнить результаты с нынешним положением дел. Приведем ряд факторов, из которых складывалась столетие назад стоимость окладов. При этом в данной статье мы не затрагиваем стилистические и иконографические особенности тех или иных произведений.

1. Размер иконы. Оклады различны по размеру, в зависимости от величины и предназначения иконы: «домашние» иконы, так называемые «пядничные», аналойные образа, переносные храмовые иконы местного ряда и киотные «наместные» иконы. Отдельную группу храмовых икон составляют, как правило, двусторонние алтарные, запрестольные иконы, которые в то же время использовали в крестных ходах. Наиболее распространенный размер икон — 7 х 6 вершков (либо 31 х 27 см). При этом размер иконы определялся шагом в 1 вершок (за исключением некоторых заказных, иконостасных местных и ростовых образов, то есть в меру роста новорожденных), а цена колебалась в пределах 30–40 процентов.

2. Технико-технологические особенности. По характеру обработки металла оклады подразделяются на чеканные, гравированные, басменные, сканные оклады и так далее. Цены в этом ракурсе определялись прежде всего трудоемкостью процесса создания предмета и его весом (в зависимости от рыночной цены золота и серебра). Помимо этого, по своему устройству оклады бывают цельнометаллическими и наборными. Наборные оклады обходились в среднем на 20 процентов дороже цельнометаллических.

Самым простым и доступным окладом в конце XIX – начале XX века был тонколистный штампованный (гальванический) оклад, носивший название «легкой ризы», или «фольги». Цена таких окладов не превышала 25 рублей. Оклады с ручной гравировкой обходились от 35 до 100 рублей, а прочеканенные — от 50 до 150. Этот же порядок цен характерен и для накладных гравированных и чеканных одеяний (так называемых рубашек). Примечательно, что одним из самых дорогих видов обработки металла для создания оклада считалась машинная резьба гильоше, что во многом противоречит ценообразованию современного антикварного рынка. В среднем гильошированная риза обходилась в 80 рублей. Данный факт можно объяснить популярностью и условной редкостью гильошированных вещей в начале XXвека. Вот как об этом сказано в прейскуранте московского фабриканта К.В. Демидова: «Хотя ризы гильошированной работы ценятся дороже, чем чеканные, но так как из двух риз одинакового размера гильошированная всегда будет легче чеканной, то в результате общая стоимость ризы той или другой работы будет почти одинаковая».

Существенную прибавку к изначальной цене оклада демонстрируют различные виды декорирования. Самым распространенным видом украшения поверхности иконной ризы в конце XIX – начале XX века было золочение. При этом крупнейшие фабрики церковной утвари, наряду с активно применявшимся в то время гальваниче-ским золочением (средняя цена 20 рублей за квадратный вершок), предлагали и традиционное амальгамное (огневое) золочение (средняя цена 35 рублей за квадратный вершок). Это было вызвано желанием угодить моде на русский стиль и создать вещи «на манер старинных». Особая декоративная роль в орнаментальной структуре оклада конца XIX – начала XX века отводилась эмали (финифти). На окладах данного периода в различных вариациях применялись перегородчатая, выемчатая и расписная эмали. Наиболее распространенным типом оклада в это время была конструкция с чеканным орнаментом, с включением эмалевых «труб» по краю рамы и средника, накладных эмалевых углов и эмалевых венцов. Такая схема украшения увеличивала первоначальную стоимость чеканного оклада в 2–3 раза. Часто на окладах можно встретить украшения в виде отдельных эмалевых венцов (углов). В зависимости от уровня художественной работы эти детали оценивались от 25 до 60 рублей. В конце XIX века появляются дорогостоящие (от 500 рублей) ризы со сплошным (ковровым) эмалевым застилом.

Св. Николай Чудотворец. Фабрика Я.Ф. Мишукова. Конец XIX. Оклад: серебро, штамповка, чеканка, гравировка, гильошировка, золочение. Частное собрание

Специфическим видом орнаментики иконного оклада издревле было так называемое жемчужное шитье. Выделяется несколько способов драгоценной вышивки. Основным видом жемчужного украшения икон были жемчужные ризы, закрывавшие одежды святых. Вследствие необычайной трудоемкости производства и дороговизны материалов, серебряные оклады, украшенные такими ризами, были одними из самых дорогостоящих (от 350 до 1000 рублей).

Верхнюю ценовую нишу (до 6000 рублей) занимают золотые ризы, инкрустированные драгоценными камнями, делавшиеся в основном для Кабинета его императорского величества. Встретить подобное произведение в частных либо музейных собраниях чрезвычайно сложно, однако архивные данные, которые приводит В.В. Скурлов, свидетельствуют о немалом количестве таких окладов, созданных, как правило, фабрикой Фаберже и мастерской Кейбеля.

Особую категорию произведений составляет утварь, выполненная в нетрадиционной для иконных риз манере, часто в духе распространенных в начале XX века модерна и неоклассики. Данные произведения носят, как правило, заказной характер, а на их стоимость гораздо больше влияют эстетические предпочтения заказчика, чем технологические особенности производства. Так, например, икона «Спаситель» в чеканном окладе мастера Д.Л. Смирнова оценивалась в 150 рублей, так же как и гладкая риза с цатой фабрики «П.И. Оловянишников и сыновья», выполненная по эскизам С.И. Вашкова.

3. Уровень мастерских. В деле производства иконных окладов во второй половине XIX – начале XX веков происходит постепенная локализация художественных центров. Определяющая роль в изготовлении предметов культа отводилась Москве и Петербургу, причем около 80 процентов произведенной в этих городах продукции создавалось именно в Москве, хотя большинство церковных предметов для Кабинета Его Величества делали петербургские ювелирные фирмы. На этом фоне происходит определенная дифференциация мастерских фирм по уровню предлагаемой ими продукции и востребованности на рынке. Наибольшим потенциалом в разработке высокохудожественной церковной утвари обладали крупные фабриканты и мастера, носившие звание поставщиков Двора. Среди них следует выделить предприятия Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Сазикова, Постникова, мастерские Смирнова, Верховцева и других. Высокий художественный уровень продукции этих мастерских, а также наличие привилегированных и состоятельных заказчиков предопределили характер ценообразования. Как следствие, цены на оклады, выполненные вышеуказанными фабриками, в среднем на 30 процентов выше по сравнению с практически идентичными изделиями более «демократичных» мастерских.

В наши дни к вышеперечисленным критериям при оценке произведения искусства добавляется историческая ценность. Провенанс любого предмета, в том числе и иконного оклада, подтверждающий его принадлежность определенной исторической персоне (к примеру, членам императорской семьи) либо отношение к памятному историческому событию, может поднять цену данной иконы в несколько раз.