Логотип

Рах, благоразумный разбойник. Икона.

 Рах, благоразумный разбойник. Икона. Вторая половина XVI века. Доска, темпера. 143 х 82 Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Ростов Великий

Рах – разбойник, который был распят на Голгофе вместе с Христом. На кресте он уверовал в мессианство Иисуса. И за веру свою был удостоен царствия небесного.

 Вместе с Иисусом Христом на Голгофе были распяты, как известно, два злодея-разбойника. В апокрифическом Евангелии от Никодима названы их имена. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звалиГестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом. Евангелист Лука свидетельствует: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Один из них «злословил Иисуса», говоря, «если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки. Глава 23, Стихи 39-43.). Так и случилось по слову Господнему. Евангельский текст весьма поучителен: очень грешный человек может получить вечное спасение даже в последний момент перед смертью, если раскается (АристидФилософ. Слово о благоразумном разбойнике. // Барсов Н. Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди. // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ч. I. 1887. С. 399-405.).Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители намерениями. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и пожива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее этого дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах. Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина эта легенда описана так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. – М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. С.40.).Разумеется, этим младенцем оказался Рах. Земная история благоразумного грабителя и его посмертная судьба были близки русскому простонародью, потому иконы его имели достаточно широкое распространение по сельским приходским церквам. Раха всегда писали в рост с большим восьмиконечным крестом, либо идущим на Голгофу, либо уже пребывающем в раю.Публикуемая икона происходит из церкви Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Святой босяком стоит перед райскими вратами, которые отворяются с помощью обыкновенного дверного кольца, такого же как в деревенских избах. На нём белые крестьянские порты, выполненные светлой охрой с чёрной окантовкой. Лицо Раха и его обнаженное тело выписано с подчеркнутой мускулатурой. А ребра исполнены светло-коричневыми цветами с высветлениями. Это образ русского мужика, доступный и понятный отечественному крестьянскому люду.