Логотип

Резная Икона. Сохранение Традиций

Деревянная пластика — чрезвычайно интересный раздел русской культуры, православного церковного убранства. Как правило, резную икону или скульптуру расписывали, реже поверхность древесины оставляли открытой. До наших дней сохранились резные иконы с красочным слоем и позолотой, скульптура с росписью в технике иконного письма (с XVI века), частично — иконостасы православных храмов и церковная утварь.

По технике исполнения резьба делится на рельефную (горельефную или барельефную), гладкую и сквозную. Контурная (гладкая) резьба предстает в виде углубленных линий на глади фона, а сквозная или ажурная резьба предусматривает полное удаление фона. Иногда использовали резные накладки на гладкий фон. Обычно применялось сочетание различных видов резьбы. Также использовались иные художественные приемы: тонирование и вощение дерева, покрытие его лаками, позолотой, окрашивание, роспись, обжиг.

Иностранные резчики работали по кипарису, тису, черному дереву, кедру, клену, самшиту, можжевельнику, туе и другим породам дерева. Русские мастера в основном резали из сосны и липы. Реже в дело шла ольха, береза, дуб, осина; иногда использовались и более редкие породы — кипарис, груша, пальма.

Богоматерь Одигитрия. Россия. Первая треть XVI. Дерево, резьба, темпера, позолота. 27,5 х 25,5; 42,0 х 35,5. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва

Следует помнить, что предметы из дерева чрезвычайно зависят от условий той среды, в которой они находятся. Храмовые сооружения не отапливались, в них постоянно горели лампады и свечи, что не способствовало сохранению таких хрупких произведений искусства. Вспомним и о том, что первые печи появились в православных храмах только в XVIII веке.

В качестве основы под красочный слой на резные иконы наносился тонкий грунт. В состав грунта входили наполнители (мел, гипс) и связующие (коллагеновые клеи: «карлук» — рыбий клей, «мездровый» — кожный, «бобровая стружка» — из жира бобра). Красочный слой состоял из множества различных компонентов (масла, смолы, пигменты, воск). Широко использовались позолота и серебрение.

До XVII века инструментами русских резчиков были топор и нож, позднее стали работать при помощи продольной пилы, тесел, различных долот и стамесок, рубанков, буравов.

«Иконы на рези», как называли их древние летописи, были важными храмовыми святынями. На Русь резная икона пришла в XI веке из Византии, и первоначально ее делали из мягких пород камня. Наперсные образки, панагии, складни, мощевики оковывали золотом, серебром, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Делались эти изделия по канонам и с использованием приемов византийской резьбы. Обилие резцового материала — дерева, народные традиции резьбы обусловили широкое распространение резной иконы на Руси. С XV века каменные иконки вытесняются изделиями из дерева и кости. Мастера на Руси не подписывали свои творения, так как создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным. Тем ценнее немногие дошедшие до нас имена мастеров, например резчика и ювелира отца Амвросия, который трудился в Троице-Сергиевой лавре в XV веке.

Для деревянной пластики характерно отсутствие мелких деталей, четкая проработанность линий силуэтов, определенная степень условности. Иконы выразительны и одновременно лаконичны.

К XVI–XVII векам относится период широкого распространения резной пластики в России, что происходило отчасти благодаря приглашению иностранных резчиков. Сам патриарх Никон (1652–1666) способствовал этому, выписывая из-за рубежа специальные «книги мастерские к резному делу в лицах» — своего рода руководства по резьбе. В монастырях работали так называемые «крестечники», которые изготовляли различные кресты: от самых малых, нательных до мощных поклонных крестов. Широко бытовали походные деревянные иконостасы и скульптурные композиции в киоте.

В середине XVII века в России появился новый тип резьбы по дереву (горельеф). Он был привнесен белорусскими резчиками, такими как монах Оршанского Кутеинского монастыря Ипполит, работавший для патриарха Никона.

В этот период в храмах устанавливались резные иконостасы, скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Нила Столбенского, Параскевы Пятницы, Николая Чудотворца, Зосимы, Савватия и других, чьи резные изваяния были не чужды православным храмам на протяжении всего русского средневековья. Деревянные скульптурные изображения святых в православной традиции имели свою особенность — они были пристенными, без кругового обхода.

В период господства барокко его влияние явственно прослеживается в развитии резного дела в России, причем мастера творчески интерпретировали приемы этого стиля. На царских вратах часто можно было встретить рельефные изображения евангелистов либо их символов (ангела, льва, тельца и орла), представленные в сопровождении барочных декоративных элементов. На стенах храмов, под сенью часовен, на иконостасах, созданных в период расцвета барокко, помещали фигуры шестикрылых серафимов и головы ангелов. Ангелов изображали с посохом, с крестом, трубящими, со свитками, с «зерцалом», пальмовой ветвью либо с атрибутами Христовых страданий. Фигуры обычно имели вызолоченные одежды. Клиросы, круглые амвоны, надпрестольные сени в период барокко также стали нести элементы богатой резьбы: гирлянды цветов, раковины, завитки, витые колонки.

Не всегда православие поощряло резную икону и объемную скульптуру. В них видели то языческие пережитки, то влияние католической церкви. Сам материал, дерево, был предметом спора между сторонниками и противниками резной иконы. Так, по канонам иконописи и самой техники иконописи, рисунок переносится рисовальщиком (знаменщиком) по контуру. Чаще всего иконописцы использовали специальное руководство — «Подлинник». Его впервые на Руси ввели в XI веке византийцы, а сама система образцов пришла в православие из Византии, где иконописцам подробно разъяснялось, каким должен быть божественный образ. В случае с резьбой по дереву копирование подлинников было затруднительным.

Серьезный удар по «рези на дереве» был нанесен еще церковным расколом XVII века; последовало изгнание из храмов резных икон. Тогда же началось уничтожение деревянной церковной скульптуры и резной иконы.

Святой Серафим Саровский. Россия. Начало XX. Дерево, резьба. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Впервые официальный запрет на объемные деревянные изображения был принят русской православной церковью при императоре Петре I в 1722 году. Согласно указу Святейшего Синода, было запрещено изготовление и употребление в церквях резных икон.

В домах можно было иметь только малые кресты и панагии, а «резные и отливанные» иконы находились под строгим запретом.

Небольшую часть несгоревшей в синодальных кострах красоты сохранили старообрядцы. В частных домах старообрядцев устраи-вались специальные комнаты для моления — «молельные места» или божницы. Часто они были богато украшены резьбой.

Вновь в немилость резные иконы попали в 1832 году, в правление императора Николая I. Было запрещено изготовлять иконы резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, «поставляемых на высоких местах»). Ограниченные в своих творческих порывах мастера могли вырезать лишь кресты, части иконостасов, аналои, дарохранительницы, складни, образки.

Строгий указ не смог уничтожить глубокие народные традиции в изготовлении православной деревянной скульптуры и рельефной иконы. «Древоделы» продолжали свое нелегкое старание. Центрами резного и позолотного мастерства в разное время были: Киево-

Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри. СXVI века в этот ряд вошла Оружейная палата, с XVII века — Пыскорский монастырь в Пермском крае.

Искусство резной иконы, прошедшее через века, переживает ныне второе рождение. Летом прошлого года состоялось освящение Анадырьского кафедрального собора, пятиярусный иконостас которого был собран из живописных и резных икон. Различные творческие мастерские, светские и церковные, создают резные иконы и распятия. Их делают в Сибири и на Урале, в Подмосковье и Новосибирске, в Киеве и Владимире. Используется бук, липа, красное дерево, кипарис, яблоня, береза, кедр, африканский дуб (абаши, абаки). В Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) в августе 2005 года на выставке «Резная икона: живая традиция» вместе с образцами резной иконы c XVII до начала XX веков из фондов музея были представлены и работы современных «резчиков иконописных». В марте 2006 года в петербургской церкви во имя Воскресения Христа (у Варшавского вокзала) состоялось внесение в храм 14 резных икон. В декабре 2004 года произошло знаменательное событие: с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в выставочном зале Ватиканского дворца на площади Сан-Калисто открылась персональная выставка Инессы и Рашида Азбухановых под названием «Русская душа в христианской иконе». На выставке, прошедшей с большим успехом, были представлены великолепные образцы древнего, забытого и возрожденного вновь вида православного искусства — резной иконы.

Возможно, резные иконы наших современников уже в ближайшее время будут представлять такой же интерес для коллекционеров, как и творения их предшественников.