Логотип

«Корона Славы»

Религиозная символика всегда была важным ключом к прочтению замысла художника. Общий символ христианских святых, который является обязательным в их изображении, это нимб (лат.nimbus — туча, облако), или ореол (лат. corona aureolа — золотой венец). Различное изображение ореола, нимба для передачи идеи некой ауры в искусстве отражает взаимовлияние мировых цивилизаций и религий.

Каждое произведение искусства — это зашифрованное послание автора нам, зрителям. Особенно справедливо это замечание для произведений, посвященных тем или иным аспектам религии в целом и христианства в частности. Знание религиозной символики чрезвычайно важно для настоящего прочтения и оценки таких произведений. Не ограничивая себя рамками иконописи, в целях более широкого обзора возможных вариантов религиозной символики обратимся к наиболее яркому признаку святости в произведениях искусства.

Икона «Святые Онуфрий Великий и Петр Афонский». Россия. XVIII в. Дерево, темпера, бронза, позолота. 31,5 х 26. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

 

В эпоху поздней античности создание культа христианских святых, разделяющих страхи и страдания мирян, явилось вкладом церкви в гуманизацию жизни тогдашнего общества. Святость при различных путях ее обретения всегда означает победу человека над злом в нем самом и в мире. В христианстве святые занимают очень важное место: за длительную историю церкви во имя христианской любви и благочестия было совершено немало ярких подвижничеств.

Нимб был известен во многих мировых религиях и мировом искусстве в целом как символ величия и власти. Известны изображения Будды с красным нимбом. Древние греки считали, что сияющий нимб — это частица эфира, который являет собой место пребывания богов. Ореол — атрибут античных солярных богов, таких как Митра, Гелиос, Аполлон. Верховное божество древних греков Зевс и его римский собрат Юпитер были обладателями голубых ореолов. Ореолом в теологии называют зону света, расположенную вокруг головы божества или причисленного к лику святых. Впервые такие нимбы появились на христианских изображениях IV века, во времена правления императора Константина I Великого (306–337). Нимб называют также «гало», божественным светом, по аналогии с сиянием, которое астрономы наблюдают вокруг солнца и других планет. Этот термин, ведущий свое происхождение от греческого «халос» (круглый настил из дерева, по которому шагал бык, вращавший жернова мельницы), был перенят теологами в XVI веке. Таким образным сопоставлением ими была обозначена «корона славы» над головами святых.

В Древнем Риме было принято воздвигать статуи умершим императорам с мениском — круглым металлическим горизонтальным кружком над головой, служившим защитой от непогоды и птиц. Для Востока нимб в первую очередь — это олицетворение силы, порой недоброй. Видимо, поэтому и в византийском искусстве сатана тоже имел над головой подобие нимба.

Первоначально в христианстве нимбы в качестве общих символов святости выглядели как золотой диск и использовались при изображении Троицы (Бог — Отец, Сын и Святой Дух) и ангелов. Постепенно нимб стал обязательным атрибутом апостолов и святых.

Менялась и форма нимба. С XII века появляется окантовка золотого диска орнаментальной каемкой, добавляются радиальные лучи света. К XVI веку диск упростился до известного ныне золотого круга, порой ограниченного тонкой линией различного цвета: красного, белого или черного. В живописи позднего европейского средневековья изображение круглого нимба переросло в изображение плоской золотой пластинки. На пластину наносилось имя обладателя знака святости.

В эпоху Возрождения нимб превратился в простой круг, изображение которого давалось в перспективе. К XVI веку в связи с распространением в Европе светского мировоззрения и идей гуманизма обязательность изображения нимба в западноевропейской живописи фактически была утрачена.

Неизвестный среднерейнский художник. Поклонение волхвов (правая створка Ортенбергского алтаря). Около 1420. Сосна, темпера. 100 х 81. Германия. Музей земли Гессен, Дармштадт

 

Если для искусства Западной Европы на определенном этапе (после Реформации) характерно игнорирование канонического изображения нимба как символа святости, то в русской иконописи, опирающейся на византийскую традицию, выдерживалось соблюдение канонов.

Как всякий другой символ, нимб, развиваясь, претерпевал определенную эволюцию. Сегодня можно говорить, что помимо традиционного (круг) нимб может иметь четыре варианта: квадрат, крест (или три луча), треугольник и мандорла (овал).

Современные художнику личности, такие как папа, император, донаторы, подвижники, почитавшиеся еще при жизни, наделялись квадратным нимбом. Нимбы такого типа встречаются в основном в средневековой западноевропейской живописи. Другой тип ореола — крест — форма нимба персонажей Троицы, в первую очередь Христа. Рассмотрим этот вариант нимба на примере русской иконографии.

В традиционной русской иконописи атрибутом Христа и других персонажей Троицы является крестообразный нимб, порой он имеет форму трех лучей. При этом принято в нарисованном над головой Христа кресте, на его рукавах располагать греческие буквы — первые буквы слов «Азъ есмь Сый» («Я есть сущий, истинный»). Так Господь Саваоф назвал себя, явившись Моисею в образе Неопалимой Купины, когда Моисей спросил: «…как Ему имя?» (Исход, 3:13–14). Такой нимб Христа называется «крестчатым» или «крестным» нимбом. С таким нимбом порой предстает и символическое изображение Христа в образе Доброго Пастыря и Агнца Божьего. Известно, что равносторонний треугольник является символом Троицы, единой божественной сущности; при этом все три ипостаси Троицы равны и, по христианскому учению, одинаково вечны. В католической иконографии в треугольный нимб вписано Всевидящее око, изображаемое в виде глаза. В сторону от него расходятся лучи света. Порой такое изображение Всевидящего ока может быть помещено в своде купола православного храма. Заимствованное у Запада, оно встречается в памятниках, датируемых не ранее чем XVIII веком. С треугольным нимбом иногда изображался и Святой Дух (в виде голубя).

Для русской иконописи характерно также изображение Бога-Отца с нимбом, состоящим из двух совмещенных квадратов, образующих восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Таким Бог-Отец предстает на изображениях Новозаветной Троицы, включающей фигуры Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святого в образе голубя. Один квадрат ярко-красного (огненного) цвета, что отражает божественную сущность Отца. Синий (сине-зеленый) цвет второго квадрата обозначает непостижимость Божества. Подобное изображение Бога-отца установилось в русской иконописи только с XVIII века. Круглый нимб, украшенный диадемой, лучезарной короной или 12 звездами, использовался в католических странах в изображениях Богоматери и символов евангелистов — орла (Иоанн), ангела (Матфей), крылатых льва (Марк) и быка (Лука).

При изображении нимбов патриархов и пророков применялась серебряная краска, апостолов, мучеников и новозаветных святых — золотая, хотя были и иные варианты. Своеобразным нимбом является мандорла (итал. mandorla — «миндалина»). По-другому ее образно называют «рыбий пузырь» (лат. vesica piscis). Мандорла — овальный сияющий ореол, включающий в себя все божественное тело. Первоначально такой ореол символизировал облако, в котором Христос вознесся с Елеонской горы в присутствии апостолов на сороковой день после Воскресения. Позднее, с развитием христианства, это облако стало изображаться в виде ореола. Используется овальный ореол и при изображении образов Богоматери и Марии Магдалины. Мандорла может иметь форму круга, состоящую из нескольких кругов (или эллипсов) одного цвета, но разных тонов, от темного (в середине) до светлого. Подобный нимб называется «кругом славы», и помимо Христа и Богоматери в него помещают поясные изображения святых в настенной живописи.

Икона «Богоматерь Иверская» в серебряном окладе и ризе из жемчуга. Фирма П.П. Окладникова. Москва. Начало XX в. Серебро, эмаль, жемчуг, темпера, дерево. 12 х 11. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

 

Как редкий вариант можно выделить шестиугольный нимб, носителями которого в религиозном искусстве выступали персонификации богословских и мирских добродетелей, а также лик Бога-Отца, помещаемый в нимбе, состоящем из двух пересекающихся равносторонних треугольников.

На православной иконе поверх красочного слоя нимба (или его предполагаемого месторасположения) может быть закреплен аналог ореола. Подобное повторение нимба в виде накладного украшения известно как «венец» или «венчик».

Венец как часть оклада (накладного украшения иконы) может быть гладким или прорезным, выполненным из обработанного металла с использованием чеканки, черни, эмалевых накладок, ленточной или сканной перегородчатой эмали, фольги (рельефной и прорезной) и драгоценных камней в кастах (металлической оправе). Реже встречается венец из ткани, украшенной золотым или серебряным шитьем, унизанной жемчугом, стеклянным бисером или стразами. Порой такое украшение изготовлено из резной золоченой (по левкасу) древесины. Иногда венец завершается крупными зубцами, тогда он называется «городчатым венцом» или «короной». В подобном венце в иконографии изображаются пророки, библейские цари (Давид, Соломон), другие персоны царского звания.