Логотип

Спаситель. Энкаустическая икона . VI в.

  Место создания Константинополь, Византия Эпоха, стиль, направление ранневизантийское искусство

Все ранние иконы, как и фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики, наиболее виртуозной и ценимой в античности. Восковые краски придавали изображению удивительную объемность и «живоподобность». Благодаря необыкновенной пластичности и податливости мягкого воска образ возникал подобно лепной статуе. Второе важное свойство энкаустики — особый колорит, обладающий стереоскопическим эффектом и к тому же не подвластный разрушительным атмосферным явлениям, равно как и времени. Красочный пигмент, обволакиваемый со всех сторон воском, делал цвет объемным, живым, загадочным, мерцающим из глубины. Среди самых ранних энкаустических икон — образ Спасителя из монастыря Св. Екатерины на Синае, обнаруженный в XIX в. Икона была прислана в монастырь из Константинополя при обустройстве его Юстинианом в середине VI в. Образ, несомненно, принадлежит руке столичного и притом гениального мастера. В лике Христа черты индивидуальной портретности соединяются с идеальной возвышенностью и гармоничностью. Иллюзия трехмерного пространства, заполненного архитектурными формами, подчеркивает естественность позы Христа и полноценную округлость Его фигуры, реальность Его пребывания в пространстве, а не «приставленность» к фону. Взгляд Иисуса выражает особый оттенок спокойного размышления, не утонченной рефлексии, скорее — глубокой мудрости. Образ не отличается особой миловидностью, но и суровости в нем тоже нет. Ни малейшего намека на стилизацию или упрощение — Он действительно норма всех норм, путь, истина и жизнь.

Библиография Г. Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: «Азбука-Классика», 2004.

Христос Добрый пастырь. Роспись римских катакомб . III—IV вв.

Христос Добрый пастырь. Роспись римских катакомб . III—IV вв. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим

Вынужденные таиться, первые христиане собирались в катакомбах — лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших. Мертвых замуровывали в нишах по сторонам коридоров или клали в саркофаги в небольших комнатах. Там же устраивались богослужения. Таким образом, катакомбы были для первых христиан и церковью, и мартирием (постройка над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб белили и украшали живописью. В катакомбной живописи использовался художественный язык и сюжеты античности. В некоторых мотивах нет ничего христианского: это вазы, цветы, плоды, птицы, звери, амуры… Христиане обращались к античным сюжетам, желая скрыть от посторонних глаз свою новую веру. Вполне понятно, что у верующих была потребность в изображениях тех, кому они поклонялись. Однако прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало. Поэтому их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Так возникло символическое изображение Христа в виде юноши-пастуха (так называемый Христос Добрый пастырь). Место создания Рим, Византия