Логотип




Антикварные китайские вазы

Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.

Парные вазы со съемным верхомПарные вазы со съемным верхом. Цветы и птицы. Эпоха Мэйдзи (1868–1912). Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 40 см. Антикварный салон «Восточная Zaграница», Москва

Невозможно определить место и время появления первых ваз. Но можно отметить, что самые совершенные и разнообразные по форме и декору изделия были созданы в Древней Греции и Китае. Первоначально их делали из обожженной глины и бронзы. Со временем начали использовать другие, более совершенные материалы и технологии.

Наиболее древние из известных китайских ваз были сделаны из глины и относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, а самые популярные из обращающихся на современном антикварном рынке предметов изготавливались из фарфора, и их возраст обычно не превышает трехсот лет. На самом деле китайцы научились делать фарфоровые вазы в IV–VI веках, и с тех пор объемы их производства неуклонно увеличивались, совершенствовалось качество, росла их популярность в мире. К сожалению, в мире сохранилось очень немного предметов, которые были созданы до XIV века, поэтому такие вазы представляют в большей степени музейный, чем антикварный интерес.

Немного в антикварном обороте и ваз времен правления династии Мин (1368–1644). Ценность их высока, что связано с удивительным качеством производимых в этот период изделий. Многие знатоки восточного искусства употребляют слово «Мин» как синоним для характеристики достоинств тонкого китайского фарфора. Большое значение для успешного развития фарфорового дела имела личная забота о производстве, которую проявляли императоры этой династии. С конца XIV века они не только делали большие заказы и следили за развитием производственных мощностей, но и лично контролировали качество рисунков. Забота правителей проявилась и в том, что они, в качестве особой милости, разрешили маркировать изделия императорским клеймом (подобная практика стала обычной со второй четверти XV века). Фарфор эпохи Мин обработан с особым искусством, и каждый предмет обладает индивидуальностью. В отличие от более ранних предметов, основные достоинства которых виделись в подчеркивании красоты фактуры нерасписанного фарфора, большая часть ваз этого периода украшена подглазурной росписью кобальтом. Обычно они расписаны тонко и изящно исполненным цветочным узором. Отличительная особенность этих ваз связана с достигнутым равновесием соотношения качества черепка, совершенства обжига, формы предмета и рисунка. Все это — свидетельство зрелости китайских мастеров, достигших в своем развитии высот подлинно классического искусства. В Древней Греции совершенное равновесие канона античных статуй V века до нашей эры было нарушено, так как новое поколение скульпторов желало придать своим работам больше экспрессии и движения. В Италии гармония соотношения частей и целого, свойственная архитектуре ренессанса, была разрушена благодаря поиску новых необычных форм и пропорций, осуществлявшихся мастерами маньеризма и раннего барокко. Нечто подобное произошло и в Китае.

Ваза. КитайВаза. Китай. Втор. пол. XIX. Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 33,5 см. Отдел «Евразия» галереи «Шон», Москва

Уже в XVI веке художники пошли по пути усложнения живописных композиций. Всю поверхность ваз заполнил броский нарядный узор. Помимо монохромной подглазурной росписи кобальтом художники все чаще и чаще стали использовать полихромные краски, наносившиеся поверх глазури.

Тенденцию все большего распространения фарфора среди разных слоев китайского населения можно проследить по появлению новых тем вазописи. На вазах появились иллюстрации к известным литературным произведениям, театральным постановкам и жанровые сценки. Широкое распространение получили предметы, украшенные благожелательной символикой, по-видимому, предназначенные для подарков. Ваза с изображением цветка или плода граната означала пожелание многочисленного мужского потомства; с летящими бабочками и пионами — знатности и долголетия. Изображение цилиня (в китайской мифологии чудесный зверь — единорог) — символ добра, счастья и богатства; рыбы — успеха в государственных делах и достатка; журавля — долголетия.

Как это обычно и бывает, увеличение спроса на фарфор привело к ухудшению качества изготавливаемых ваз. Приблизительно с 1560 года качество черепка, глазури и росписи изделий постепенно начинает снижаться. Заметно и то, что над изготовлением ваз работали мастера различного уровня. Например, изделия, выполненные для нужд императорского двора, были изготовлены и расписаны намного лучше, чем вазы, предназначенные для внешнего рынка.

К этому времени слава китайского фарфора вышла далеко за пределы страны. В XV веке начала складываться знаменитая коллекция ваз, принадлежащих турецким султанам, которая сегодня считается одной из лучших в мире. В XVI веке увлекся собиранием китайских ваз иранский шах Аббас I. Время от времени предметы попадали и в Европу. Красота и дороговизна фарфора в Европе стали основными побудительными мотивами попыток (продолжавшихся несколько столетий) раскрыть секрет изготовления фарфора. Благодаря этим поискам во Флоренции XVI века при дворе герцогов Медичи был изобретен мягкий фарфор. В XVII веке прославились фаянсовые изделия голландского города Делфта, расписанные синим кобальтом «под Китай». Лишь в 1710 году знаменитый алхимик Бетгер сумел разгадать секрет фарфоровой массы. Это событие произошло в городе Мейсене, и от него ведется летоисчисление истории европейского фарфора.

Ваза. Китай. 1920-еВаза. Китай. 1920-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями и железной краской. Выс. 48 см. «Гала», Москва

Для европейско-китайских отношений новая эпоха началась в XVI веке, когда португальцы освоили морской путь, соединивший «два конца света». С этого времени китайские вазы стали регулярно привозить в Европу. Относительно невысокая их цена в Китае и баснословные деньги, за которые покупали вазы на Западе, служили причиной того, что этот вид торговли процветал. Купцы не оставались внакладе, несмотря на то, что лишь десятая часть груза достигала пунктов назначения. На протяжении XVI и XVII веков количество привозимых из Китая ваз непрерывно возрастало, однако спрос во много раз превышал предложение. О популярности фарфора среди европейской знати можно судить уже по тому, что на Западе нет ни одного известного дворца, в котором одно или даже несколько помещений не были бы отведены под китайские изделия.

В XVII веке первенство по торговле со странами Востока у португальцев перехватили новые торговые компании, к числу которых относится и голландская Ост-Индская компания. Ей принадлежит идея поставлять европейским дворам фарфоровые изделия, исполненные в Китае специально на заказ по рисункам и гравюрам западных художников. Таким образом, в Европе образовалась большая коллекция ваз, украшенных узнаваемыми европейскими сюжетами, но исполненными на «китайский манер». Существуют и изделия, украшенные геральдическими знаками знатных семей, специально изготовленные по заказу Ост-Индской компании в Китае. В свое время их было сделано так много, что они составили отдельную группу среди фарфоровых изделий. На сегодняшний день известно около трех тысяч вариантов европейских геральдических узоров, выполненных в Китае.

Деятельность Ост-Индской компании приходится на время правления династии Цин (1644–1911), а фарфоровые вазы было выгодно привозить до середины XVIII века. К этому времени в Европе уже было достаточно своих мануфактур, выпускающих изделия высокого качества. За время импорта китайских изделий в Европе собрались солидные запасы хорошего коллекционного фарфора, который и сегодня составляет основной фонд мирового антикварного оборота китайских ваз.

Ваза с круговой композицией «Сто играющих детей»Ваза с круговой композицией «Сто играющих детей». Китай. 1910-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железными красной и черной красками, позолота. Выс. 96 см. «Гала», Москва

В истории Китая XVIII век — последний период, когда продолжалось развитие фарфорового дела в стране. В XVIII веке были созданы новые формы ваз, а их размеры увеличились. Мастера разработали новые знаменитые палитры раскраски фарфора, название которых происходит от преобладания того или иного тона в полихромной росписи. К таковым относятся изделия «зеленого семейства», «розового семейства» и «желтого семейства». Не менее активно продолжалось изготовление ваз, украшенных традиционной подглазурной росписью кобальтом. Изделия этого времени замыкают список вещей, интересуют серьезных коллекционеров китайского фарфора. С начала XIX века в Китае наступил период копий и повторов. Все это сопровождалось постепенным снижением качества самого черепка, схематизацией и ухудшением уровня вазописи.

Время упадка фарфорового производства совпало со временем европейского господства в Азии. В этот период многочисленные искатели приключений наводнили Азию в поисках достойных предметов для своей домашней коллекции. Не обошли они стороной и Китай. В Европу постарались вывезти то ценное, что можно было раздобыть в Китае. Естественно, по европейским обычаям, старались вывезти самые древние и самые ценные вазы. Тогда европейцы еще не знали, что китайцы с древнейших времен известны своей страстью к копированию старинных образцов фарфора. Попытаться купить в Китае действительно старинный фарфор по степени риска сравнимо с попыткой приобрести подлинную античную статую в знаменитой своими подделками, дореволюционной Одессе. Ведь еще в началеXVI века китайцы делали вазы в стилистике первой четверти XV и ставили на них старые клейма. Со временем эта тенденция не только не исчезла, а, наоборот, набрала еще большие обороты. Поэтому все недавно собранные европейцами коллекции оказались переполнены тем, что сейчас назвали бы фальшивками. Это породило большое количество проблем, связанных с определением подлинности, точнее, соответствия клейма, формы и узора на вазе действительному времени изготовления изделия. Помочь в решении этих проблем могут только опытные эксперты, имеющие большой опыт работы с подлинными вещами. У нас в стране единственная крупная коллекция описанных и проверенных вещей находится в Эрмитаже, поэтому в случае покупки вазы XVI века желательно сделать экспертизу у сотрудников этого музея. В ином случае можно получить подтверждение лишь того, что предмет действительно старый, а клейма, форма и роспись соответствуют указанному времени. Но ответственность за свидетельство, что сделан предмет в XVI или начале XVIII века, решатся взять немногие.

Отношения с восточным соседом у России всегда были «особые». Несмотря на общую границу, Китай для жителей наших столиц был значительно дальше, чем для голландцев или англичан. Мода на украшение интерьеров китайскими вещами в Россию пришла не с Востока, а с Запада. Первые в России комнаты, украшенные «на китайское дело», находились в Коломенском дворце царя Алексея Михайловича. Заполнены они были предметами, которые привозили голландские купцы.

Ваза. Китай. Период КансиВаза. Китай. Период Канси (1662–1722)? Фарфор, роспись в гамме «зеленого семейства». Выс. 31 см. «Маленькая Япония», Москва

Единственным русским царем, который попробовал получать китайские изделия прямо из Китая, был Петр I. Он решил в 1720 году выписать мастеров для украшения своих дворцов непосредственно из Китая. Однако пекинский двор не удовлетворил просьбу «северных варваров». При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне китайские предметы стали непременной принадлежностью императорских дворцов, а расцвет моды на китайское искусство пришелся на правление Екатерины II. Подавляющее количество китайских предметов поставлялось к императорскому двору с Запада. Значительная часть этих изделий была сделана на европейских мануфактурах в стиле шинуазри.

Зависимость моды на китайский антиквариат от западных тенденций у нас в стране прослеживается и сегодня. К сожалению, по количеству предметов, их качеству и спросу на них (по отношению к развитым странам Европы) наш рынок вторичен. Основную массу его оборота составляют вазы XIX–начала XX веков — все то, что не представляет подлинной ценности для коллекционеров китайских древностей. Поскольку по китайскому законодательству вывоз культурных ценностей за пределы страны без особого на то разрешения запрещен, еще несколько лет назад вазы вывозили из независимого тогда Тайваня. Теперь основная масса вещей привозится из Европы, где за столетия торговли с Китаем осело большое количество изделий. О значительной антикварной ценности этих предметов говорить не приходится. Все их достоинства сводятся к декоративности. Антикварный рынок китайских ваз в России в большей степени похож на сеть магазинов по сбыту не очень качественной, но пользующейся большим спросом продукции.

В продаже представлены предметы, и вам обязательно предложат экспертизу. На самом деле в ней нет особой нужды, поскольку в этих экспертизах обычно подтверждается, что вазы действительно были изготовлены в период упадка фарфорового производства в Китае. Сам по себе жест с экспертизой абсурден, это все равно, что заказывать заключение экспертизы на кузнецовские чашки.

Основная проблема рынка китайских ваз связана с отсутствием спроса на действительно серьезные вещи. Круг подлинных ценителей восточного антиквариата у нас в стране очень мал, и естественным было их желание организовать место, где они могли бы найти интересующие их вещи. Исходя из этого, закономерно возникновение антикварного центра «Шон» в одном здании с московским музеем восточного искусства, объединившим лучшие галереи, занимающиеся ориентальным искусством. Там можно встретить больших знатоков китайского искусства, но интересные вазы бывают редко.

Если же кто-то хочет приобрести действительно ценные образцы старинных китайских ваз, ему лучше отправиться в Европу, на торги китайского искусства, постоянно устраиваемые известными аукционными домами Sotheby’s и Christie’s.

В статье намеренно был сделан акцент на развитие производства и историю коллекционирования фарфоровых ваз. Это связанно с тем, что история фарфора наиболее богата событиями и, в целом, соотносима с историей ваз из других материалов. Ввиду их отсутствия на рынке нам следует упустить вазы из бронзы. Зато много изделий, украшенных перегородчатой эмалью (клуазоне), по форме повторяющих вазы из фарфора. В Китае техника клуазоне зародилась в период правления династии Юань (1271–1368), но большинство ваз, существующих на отечественном рынке, были созданы уже в XX веке. Встречаются в антикварных салонах и вазы из стекла, но стекло никогда не было предметом большого увлечения китайцев. Исключением являются только резные вазы из горного хрусталя, представляющие большой интерес.

В начало раздела "Керамика">>>