Логотип

История фарфора

 

Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству.

Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

Фарфор Медичи

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи.

Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству. 
Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломничьих фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу декора на персидской керамике, либо ветками и позаимствованными из современной итальянской керамики гротесками с птицами, четырехглазками и маскаронами, между тем как исполнен декор кобальтом, иногда сочетаемым с синевато - лиловой краской - из окиси марганца. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно.

Марка на фарфоре Медичи - "F" и над ним купол флорентийского собора - синяя. В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. 
За ним последовали другие попытки - в Англии (д-р Дуайт и Франсис Плейс, оба во 2-ой половине XVII в.) и во Франции (Руан, Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски со времени начала XVII века - значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки, однако, остаются безуспешными.

Восток

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне. Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу.

Кружка с разноцветным шинуазри.

 

В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин "зеленое семейство", подобно тому как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".

 
Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.

Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли "имари".

Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу, начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Можно думать, что во второй половине XV века ввоз его усилился, ибо в это время делаются в Италии первые попытки подражать фарфору, о чем, однако, нам известно только из письменных источников. 

Дания

Лишь в 1773 году, после многих безрезультатных стараний, наладилось производство твердого фарфора в Копенгагене. 
В 1779 году мануфактура переходит в собственность государства и переживает художественный подъем. Приглашаются живописцы и мастера из Мейсена, а в качестве модельера - А.-К. Луплау из Фюрстенберга. Хотя, разумеется, в отдельных изделиях сквозит стиль Мейсена, влияние преобладает французское.

Кроме больших декоративных ваз, корпусов часов, зеркальных рам и столовой посуды, производились глазурованные и бисквитные фигурки, в значительной мере копии Фальконе, Буше и Асье. В росписи применялись цветочные мотивы, гирлянды, венки и медальоны с головками "en grisaille", но особой популярностью пользовался изобретенный в 1740 году в Мейсене синий декор в виде так называемого "сухоцвета" и "лукового узора".

Копенгагенский завод - один из немногих примечательных в художественном отношении в новое время. Под руководством Арнольда Эмиля Крога здесь с выгодой воспользовались пробудившимся к концу XIX века интересом к восточному искусству.

Марка: три волнистых синих линии. 

В начало раздела "Керамика">>>