Логотип

Орнаментальный декор XVIII века и «живописная мастерская» князя Юсупова в 1818–1831 годах

Фарфорово–фаянсовое производство князя Юсупова Николая Борисовича (1750–1831) в его подмосковной усадьбе Архангельское просуществовало более 20 лет. Период становления (1818–1821) и период расцвета (1822–1831) предприятия связаны с изготовлением и художественной отделкой фарфора.

Тарелка в мелкий букетик. Севр. 1779–1780-е

История европейской, в том числе и русской, керамики представляет собой картину сложных переплетений, взаимовлияний, заимствований. В XVIII веке почти все керамические производства Европы испытали мощное влияние форм и декора фарфоровых изделий Мейсенского завода. Неоспоримо влияние образцов Севрской мануфактуры и художественных находок Венского завода на европейский фарфор XVIII и последующих столетий.

Керамика России в XVIII – начале XIX века испытала воздействие модных европейских образцов. Причин тому было много, и прежде всего — сбыт продукции. Здесь важную роль играл заказчик, а через него — мода, определявшая особенности предметов быта и влиявшая на форму и характер декора произведений прикладного искусства. Декоративные изделия, входившие в обстановочный комплекс интерьера, были тесно связаны также с развитием архитектурных стилей, для которых государственных границ не существовало. Сближению культур разных европейских стран во всех сферах жизни: религиозной, политической, общественной, научной, литературной и художественной способствовала сама эпоха Просвещения.

Новые формы и способы декорирования изделий из керамики распространялись не только с помощью предметов­образцов, но и самими мастерами, которых охотно приглашали или переманивали с одного производства на другое, из одной страны в другую. В исключительных случаях, когда речь идет о небольших частных фарфоровых производствах, мастерских, в приоритетах тех или иных заимствований следует усматривать влияние интересов, знаний, вкуса самого владельца.

Фарфорово–фаянсовое заведение князя Юсупова в его подмосковной усадьбе Архангельское существовало с 1818 по 1839 год. История производства делится на три периода: первые два связаны с изготовлением и отделкой фарфора, третий — с работой фаянсового завода.

1818–1821 годы — период становления под руководством мастера И.Т. Колесникова «живописной мастерской» по росписи фарфора для нужд самого владельца, когда никаких отличительных помет, марок на предметах не ставили. В Архангельское с заводов Гарднера, Попова, Новых, Долгорукого, Императорского фарфорового завода привозилось готовое белье: предметы чайно­кофейных сервизов, отдельные чайные пары, чашки аппетитные, пасхальные яйца, чернильницы. Из Саксонии (Мейсен) и Австрии (Вена) привозили готовые подглазурно маркированные формы столовой посуды. Из Франции (Севрская мануфактура, парижские частные заводы), кроме тарелок, поставлялись небольшие, из 6–8 предметов на 1–2 персоны сервизы для завтраков, а также чайно­кофейные сервизы из 17 предметов.

Первоначально «живописное заведение», как часто в документах называют мастерскую князя Юсупова, копировало орнаментальный декор фарфоровых изделий европейских заводов XVIII века, прежде всего для восполнения имевшихся у Юсупова фарфоровых сервизов, наборов ординарной столовой посуды, которые в результате их частого и долгого использования утрачивали часть предметов. Правда, разбивавшиеся тарелки чинили (сохранилось несколько севрских тарелок 1780–1790–х годов, реставрированных в начале XIX века при помощи скобок). Большая группа предметов, расписанная мелкими букетами из роз и полевых цветов вразброс, повторяла декор севрских тарелок 1780–х годов (предметы хранятся в собрании Государственного музея–усадьбы «Архангельское» — ГМУА).

Чайно–кофейная, десертная и столовая посуда с росписью «в мелкий букетик» насчитывает 114 предметов: чашки разного фасона и размера, блюдца, чайники и кофейники различной формы и объема, сахарницы, полоскательницы, тарелки глубокие, мелкие и пирожковые (детские?). Судя по краткой и весьма скупой информации отчетов и донесений из Архангельского, именно так расписывали посуду в 1818–1820 годах. Посуда с «цветочками и пукетцами» делалась для буфетной князя Юсупова.

В начале 1820 года был составлен отчет «Записка о фарфоровой посуде, изготовленной на фабрике с. Архангельское». В нем перечислен белый фарфор, расписанный юсуповскими живописцами: чайные приборы, представляющие целые сервизы из 17 предметов, наборы чашек разной формы, сливочники, сахарницы, тарелки производства различных заводов (упоминаются формы «Французскаго, Саксонского фарфора» и «С.Петербургского, Поповского, Долгорукова, Гарнерова фарфора»). Перечисленные предметы сопровождаются поясняющими записями: «весь оный дюжине расписан розовыми цветами и края вызолочены» или «из онаго числа расписано розанами и края вызолочены — 6». Упоминаются 80 мелких тарелок, которые «расписаны розовыми цветами и края вызолочены», из них «треснуло в огне 13»; из «глыбоких» тарелок (всего 31) с такой же росписью — 13 оказались бракованными. Тарелки «писанные учениками цветочками и пукетцами» упоминаются в распоряжении о пересылке посуды из Архангельского в московский дом Юсупова в декабре 1820 года.

Предметы из сервиза с желтым крытьем и цветочными композициями. Белье — неизвестный завод. Роспись — мастерская Юсупова. 1818–1820

Образцом для росписи посуды служили севрские тарелки последней четверти XVIII века с росписью в букетик из роз и мелких лиловых и красных цветов. В настоящее время подобные тарелки хранятся в собрании Государственного Эрмитажа (ГЭ), в собраниях Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и ГМУА. В Архангельском сохранилось несколько мелких и глубоких тарелок с аналогичной росписью, но с разными марками. С маркой Севрского завода — 6 мелких тарелок и 2 глубоких из твердого фарфора, из них 5 тарелок с реставрацией XIX века на скобках; одна тарелка с печатной маркой завода Наста (Париж), а также глубокая тарелка с подглазурной маркой Императорского фарфорового завода (ИФЗ) времени императора Павла I.

Повторение одного и того же декора на белье с разными марками, позволило при исследовании в 1980–х годах предположить, что все тарелки в мелкий букетик, находящиеся в собрании музея, декорированы в мастерской усадьбы. Однако размеры тарелок, их форма, конфигурация края, особенности рисунка, манера письма, оттенки красок позволяют разделить группу на изделия, расписанные французскими и русскими мастерами. Французские тарелки — большего диаметра, край борта фигурный, колорит ярче и богаче (6–7 цветов).

При более внимательном рассмотрении тарелок с французскими марками выясняются интересные подробности. На тарелке с трафаретной печатной маркой Наста можно заметить в тесте знак L, который оттиснут на обороте трех тарелок с севрской маркой. Такой знак, судя по марочникам, ставили формовщики Севрского завода во второй половине XVIII века. Это наводит на мысль, что на парижском заводе могли использовать севрское белье.

Тарелки, расписанные в Архангельском, отличаются от французских колоритом. Набор красок у русских мастеров чуть скромнее (5 цветов): пурпурный, светло–пурпурный вместо розового, красный, желтый, травянисто­зеленый с желтизной, бледно–голубой вместо синего (возможно, краска бледнела при обжиге).

Тарелки и чайную посуду можно разделить на ученические работы и изделия, декорированные более опытной рукой. Так, в усадебной мастерской для обучения мальчиков была, вероятно, выработана несколько упрощенная схема изображения букета, некий шаблон, основанный на элементе севрского декора. Стилизация и упрощение проявились прежде всего в изображении самих цветов, их более ограниченного набора, а также в трактовке нижней части букета, превратившейся в некую схему, где рисунок стеблей напоминает форму литеры «Х» с изгибом. Живописцы старшего поколения писали этот элемент более естественно и правильно, более удачно компоновали композицию из разбросанных букетов и бутонов на поверхности предмета. У учеников иногда получались композиции по принципу «то густо, то пусто».

В «Записке о фарфоровой посуде» 1820 года упоминаются «расписанные пукетцами» чашки­кружечки, а также чашки без ручек (12), блюдечки (6), детские тарелки (6), два чайных прибора «расписанные розовыми цветами и края вызолочены». Чайно–кофейные формы для росписи в мелкий букетик покупали в 1818–1820 годах на заводе Попова. Тарелки, которые «расписаны розовыми цветами, а края вызолочены», использовали для сервировки стола князей Юсуповых сначала в московском доме, а позже в петербургском дворце на Мойке. Известно, что в 1834 году «фарфор с Архангельской живопи–сью» — «тарелки столовые, расписанные маленькими розанчиками: мелких — 93; глубоких — 50» был перевезен в Петербург.

Образцами росписи на фарфоре служили также тарелки Венского завода конца XVIII века из буфетной князя Юсупова (хранятся в собрании ГМУА). Из документов известно, что в июле 1820 года ученики мастерской Петр Котляров и Петр Новиков расписали батальными сценами шесть тарелок, повторив композиции изделий Венской мануфактуры. Несколько миниатюр, изображающих сцены сражения австрийцев с турками, были повторены довольно удачно, правда менее красочно, более графично. Борт каждой тарелки, украшенный тонким венком из листьев с шестью букетиками и золотой отводкой, отделан значительно скромнее по сравнению с эффектным декором венских тарелок, но при этом не лишен обаяния, а главное выдержан в неоклассическом стиле. Мотив тонкой лиственной гирлянды, прерванной шесть раз вставками цветов, заимствован у севрских мастеров XVIII столетия; образец находился в собрании фарфора Н.Б. Юсупова, — это чашка в форме кратера с круглым поддоном (ныне в собрании ГЭ). Всего же силами учеников батальными сценами было расписано 13 тарелок.

Цветы в различных сочетаниях — венки, букеты и гирлянды — были излюбленными мотивами росписи в юсуповской мастерской раннего, ученического периода. Варьировались несколько растительно­орнаментальных композиций из садовых и полевых цветов: бордюры в виде венка по борту тарелки или на стенках чашки; мелкие букеты из роз и бутонов вразброс по всей поверхности предметов; букеты из полевых и садовых цветов, заключенные в тондо или овал или свободно помещенные в центральной части белого тулова предмета.

Подобный декор активно использовался в изделиях Севра и частных парижских заводов в конце XVIII — начале XIX века. Выбор этих мотивов для декорировки фарфора Архангельского был не случаен.

Концепция художественной отделки посуды в усадебной мастерской, безусловно, была сформулирована самим князем Н.Б. Юсуповым. Он же определял и стиль и характер декора фарфоровой посуды.

Тарелка в мелкий букетик. Белье — завод Гарднера. 1800–1810-е Роспись — мастерская Юсупова в Архангельском. 1818–1820

Родившись в 1750 году и прожив 80 лет, этот незаурядный человек начал свою деятельность в Коллегии иностранных дел у Д.И. Фон–визина, а на склоне лет был старшим современником и добрым знакомым А.С. Пушкина. При этом он всегда оставался приверженцем XVIII столетия, называя себя «представителем века Екатерины». Его эстетические взгляды и пристрастия формировались во время образовательного путешествия по Европе в 1770–е годы. Затем они были усовершенствованы в 1781–1782 годах во время поездки в свите графа и графини Северных (будущего императора Павла I и его супруги). Развитию эстетических взглядов способствовало посещение лучших в Европе художественных мастерских и ателье, знакомство с ведущими живописцами в Париже, Риме, Венеции и Неа–поле, которое было продолжено в период исполнения Н.Б. Юсуповым дипломатических поручений Екатерины II в Италии и Франции с 1783 по 1789 год.

Знакомство с художественными производствами Европы, в том числе с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами, произвело на князя сильное впечатление, способствовало развитию его интереса к фарфору. В 1790–е годы, когда Юсупов возглавлял Императорский фарфоровый завод, полученные им в Европе знания и опыт оттачивались и совершенствовались, находя реализацию в отделке лучших сервизов эпохи Павла I.

В изделиях живописной мастерской Юсупова можно найти и отдельные элементы декора, заимствованные у французских мастеров, и прямые реплики орнаментальных композиций севрских изделий XVIII века. Предметы чайно­кофейного сервиза с желтым крытьем (1818–1819) украшены узкими бордюрами из роз и овальными или круглыми композициями из цветов и фруктов, обрамленными золотыми отводками. Это откровенное повторение орнаментального декора Севра 1790–х годов в неоклассическом стиле: чайник Севрской мануфактуры (собрание ГЭ). Одновременно это и реминисценция более ранних растительных композиций середины XVIII века, использованных, например, в «Зеленом сервизе» 1756 года.

Выбор чайных форм, приобретавшихся для декорирования в Архангельском, также связан с XVIII столетием. В 1818–1820 годах это были преимущественно чашки­цилиндры высотой 6,0–6,2 см с петлевидной ручкой. Справедливости ради, отметим: такой «выбор» можно объяснить простым предложением поставщика готового белья, у которого залежались вышедшие из моды формы.

Характер расположения декора, организация орнаментальных композиций у юсуповских художников также очень близки французским изделиям XVIII века. Ручки чашек, чайников и кофейников часто украшает роспись золотом в виде штрихов и точек, перемежающихся со стилизованными листьями, лепестками или треугольниками.

Чашки и блюдца с декором из переплетающейся гирлянды анютиных глазок и золотого побега также украшены в духе севрских изделий 1780–х годов. Здесь подхвачена, интерпретирована и удачно применена идея легкой воздушной композиции из переплетающихся побегов — полихромного и монохромного (золотого или другого одноцветного). Декор очень близок отделке севрской чашки 1788 года с фризом из вьющейся гирлянды роз с синей лентой, которая находилась в собрании Юсуповых (ныне в собрании ГЭ). К середине – концу 1820 года мастера И. Колесников, Ф. Сотников, Е. Шебанин приобрели основательный практический опыт по росписи и обжигу фарфора. Более искусными стали и подросшие ученики, трое из них с марта по май 1820 года «обучались росписи у г­на Свебаха» в московском доме Юсупова. В это время создается несколько интересных сервизов, в том числе «Сервиз с бусами», а также подарочные чайные пары, украшенные миниатюрными повторениями картин из собрания Юсупова. Это тоже было вполне в духе конца XVIII века, когда многие фарфоровые предприятии Европы украшали изделия миниатюрами, выполненными с картин Анжелики Кауфман и других известных художников.

С января 1822 года фарфоровое заведение князя Юсупова возглавил приглашенный из Франции живописец Август Филипп Ламбер (?–1835). При нем производство постепенно увеличивается: вместо «2 муфелей», имевшихся в 1821 году, в апреле 1822 года были закуплены и поставлены 8 новых муфельных печей. Увеличивается количество художников и учеников, совершенствуется качество росписи, более сложным, разнообразным, менее «архаичным» становится декор предметов. Хотя образцы севрского декора XVIII века по–прежнему повторяются.

В 1823–1824 годах юсуповскими мастерами была расписана большая группа тарелок для пополнения десертного сервиза, называемого «Service Jardin», изготовленного Севрской мануфактурой в 1786–1788, 1792 годах. Сервиз принадлежал Н.Б. Юсупову начиная с 1810–х годов. В настоящее время бóльшая часть предметов хранится в Эрмитаже.

Сервизом активно пользовались и неоднократно восполняли ут–раты. На ИФЗ были изготовлены тарелки, чашечки для крема, рюмочная передача (на предметах из собрания ГМУА марки времен Екатерины II, Павла I, Александра I), а позже, в 1823–1824 годах, — в мастерской Юсупова. В Архангельском доделки к сервизу выполняли на французском белье (знаки в тесте в виде литер А, L, S) и маркировали указанием года. Даты «1823» или «1824» проставлены золотом на обороте тарелок. Качество росписи разное, есть технологические погрешности в виде выгоревшей или спекшейся краски на узком фигурном темно­синем бордюре. В целом крепостные художники достаточно точно повторили «севрский узор» борта и композицию на зеркале, дополнив ее золотыми колосками. В настоящее время предметы этого сервиза разбросаны по разным музейным собраниям. Кроме Архангельского они хранятся в ГЭ, ГМК в Кусково, в ГМЗ «Петергоф».

Чайник с бирюзовым крытьем и цветочно-плодовыми композициями. Севр. 1793–1800. Государственный Эрмитаж

Сервиз «Jardin» настойчиво ассоциируется с упоминаемым в архивных документах Юсуповых «сервизом графа Тормасова». С конца 1810–х годов в описях Архангельского и московского дома Юсупова появляются упоминания о сервизе «от графа Тормазова (Тормасова)». Подробных описаний предметов нет, перечисляется только довольно типичный состав сервиза: компотники продолговатые, мелкие, листочками, круглые; масленицы с крышками; соусники с крышками и поддонками (из коих один склеен); рюмочниц 4; бутылочниц 7; чашек на поддонках для крема 2; горшочков с крышками 55; стаканчиков 12. Среди многообразия предметов перечислены и тарелки: «Тарелок мелких французских — 63; То ж Ст.Петербургских — 40; То ж архангельских — 40; То ж глубоких — 47».

Сервиз упоминается неоднократно и в описях фарфора 1830–х – 1850–х годов, в списках вещей, перевезенных из московского дома в Петербург, позже — в Книге разных вещей (1850) в юсуповском дворце на набережной Мойки.

Этот сервиз, связанный с именем известного генерала Тормасова Александра Петровича (1752–1819), судя по преобладающему количеству среди мелких тарелок французских изделий, явно французского производства. Безусловно, эта рабочая гипотеза нуждается еще в более веских аргументах, подтверждающих факт дарения или покупки сервиза.

Мы перечислили наиболее ярко выраженные реплики декора, заимствованные русскими мастерами у севрских и венских изделий. С одной стороны, это было обусловлено главным заказчиком — Н.Б. Юсуповым, обладавшим великолепными образцами европейского, севрского фарфора второй половины XVIII века и тяготевшим к орнаментике «фарфорового» столетия. С другой стороны, французские влияния были неизбежны в результате выбора руководителем мастерской в период с 1822 по 1831 год — времени расцвета предприятия — Августа Филипповича Ламбера. Предположительно, он был одним из представителей большого семейства художников–фарфористов, живших в Севре и работавших в конце XVIII – первой половине XIX века на королевской мануфактуре. Ламбер не мог не передать своим русским коллегам приемы, традиции и навыки, приобретенные на родине. Под руководством Ламбера мастера фарфорового заведения князя Юсупова успешно пополняли комплекты ординарной посуды и парадных сервизов Севрского завода, изготавливали подарочные чайные пары и чайно­кофейные сервизы, активно используя орнаментальные мотивы, образцы декора европейского фарфора XVIII века. 

В начало раздела "Керамика">>>