Логотип


Способы декора художественного стекла

Графин из слойного стекла, шлифованный и расписанный. Богемия, середина XVIII века.

Все многообразие видов декора сводится, по сути, к двум: отделка, производимая непосредственно на самом заводе, которая характерна для гутного стеклоделия и отделка, производимая вне стекольного завода, в результате которой получают стекло расписное, гравированное, глазурованное, резное, шлифованное, травленое или обдутое песком. Различные способы декора служат разным целям: одни – только украшению, как, например, эмаль, гравировка, шлифовка, другие являются лишь подсобными средствами для других техник декора (глазурованное и многослойное стекло).

При всех способах декора в гутном стеклоделии выработка и отделка стекла едины: форму, цвет и декор изделие получает непосредственно на стекольном заводе. Это труд только одного человека – стеклодува и результат его зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья мастера. Форма образуется посредством выдувания или вложения в форму, а декор – посредством наплавления на горячее еще стекло той же самой или иначе окрашенной стеклянной массы (также с помощью трубки).

Уже во времена античности и средневековья гутное стеклоделие достигло своих вершин. Однако на высшей ступени развития выработка стекла существует независимо от его отделки. Рядом с заводами, на которых создают стекло, появляются мастерские и цехи, занимающиеся различными видами художественного декора стекла. К наиболее ранним из способов вторичной отделки относится роспись стекла, которая осуществляется разными способами и весьма сложна по технике. Еще с античных времен известна отделка стекла металлом, в особенности золотом. Венецианскими стеклоделами с острова Мурано была изобретена техника гравирования по стеклу, а в XVIII веке в Голландии появилось пунктированнное стекло. Издавна, еще с египетских времен известны различные вариантырезного стекла. Особым видом декора стекла является шлифовка, которая изначально имела чисто технические функции. В 1771 году шведский аптекарь и химик Шееле открыл плавиковую кислоту, которая травит стекло в блестящую, а газы этой кислоты – в матовую поверхность; стали делать травленое стекло. Стекло покрывают шихтой, главной составной частью которой является асфальт, на шихте процарапывается изображение металлической иглой, а потом при погружении в кислоту гравированное место травится. На многослойном стекле плоским или углубленным травлением создается многоцветный узор. В XIX веке активно использовали глазурование – окрашивание поверхности стекла металлами, прижигаемыми в муфельной печи. Для приготовления глазури годны только два металла: серебро, которое дает желтую глазурь, и медь, которая придает черную и красную глазурь. После глазурования глазурь можно травить, резать, гравировать алмазом и даже расписывать. Для первой половины XIX века характерно инкрустированное стекло, когда внутрь еще мягкой стеклянной массы заплавляются рельефы из белой глины или бисквитного фарфора (часто это были портреты известных деятелей). Когда их покрывают тонким слоем бесцветного или желтого стекла они выглядят золотыми, а слой воздуха между вставкой и стеклом дает металлический блеск. Техника зародилась в результате совместной работы французских керамистов и стеклоделов. Из поздних видов декора известно матирование стекла песком – выдалбливание декора струей острозернистого песка, впервые примененное в 1870 году Бенджамином Тилгманом в Филадельфии. 

В начало раздела "Керамика">>>