Логотип

Английский фарфор

Бау

Завод был основан Эдуардом Хейлином и Томасом Фраем что-нибудь около 1745 года, так как в следующее десятилетие он располагал уже обширной продукцией. Фрай, будучи директором, действовал до 1759 года, а его пайщик Ведби умер три года спустя. Последний из трех владельцев фирмы, Кроутер, по причине тяжелого финансового положения продал в 1775 году завод Уильяму Дьюсбери из Дерби, и тот в 1785 году перевел мануфактуру из Бау в Дерби, где фарфор выделывался в смеси с пережженной костью.

До 1750 года изделия с трудом можно определить, однако это вещи низкого качества.

С 1750-1760 годов в формах посуды проявляется сильное влияние мейсенского и китайского фарфора, и мейсенским же формам подражают в пластике, которая, несмотря на свою незрелость, не лишена известной прелести. Около 1760 года входят в моду высокие четырехконечные подножия с оттененным кармином рельефным декором рокайль; они способствуют легкому узнаванию пластики из Бау.

В росписи посуды применялись "немецкие цветы" в удивительно гармоничном сочетании с узором "какимон" и китайскими цветочными мотивами. В позднейшее время пробавляются подражаниями, и только эпизодическое употребление живых тонов можно расценить как положительное.

Марки.

В ранние времена они неопределенны. Приблизительно в промежутке 1760-1765 годов изделия маркировались якорем и кинжалом красными. Под мануфактурной маркой часто был знак работника. 

Челси

Можно думать, что завод существовал уже в 1745 году. Около 1749 года в связи с руководством мануфактурой всплывает имя Н. Спримона из Льежа. Владельцем сначала был Эверад Фокенер, после его смерти завод перешел к Спримону. Спримон продал его в 1769 году Джеймсу Коксу, а тот сразу через год - У. Дьюсбери и Дж. Хиту из Дерби.

На первой стадии фарфор выделывался мягкий, на второй - достаточно твердый и на последней - с пережженной костью. Изделия были очень разнообразны, и разнообразными были источники заимствования: к Востоку восходят формы и декор в стиле какимон и имари, к Мейсену - расписной декор и фигурная пластика, к Севру - посудные формы с излюбленными картинными изображениями по Буше и Ватто в не закрашенных полях и фоны синего, бирюзового, цвета гороха или морской волны, красного, желтого и карминного цветов.

Марки: овальный медальон с якорем в слабом рельефе, позднее якорь красный или буро-красный расписной, реже синий или золотой. 

Ворчестер

В 1751 году организовалась компания "Ворчестерской тонкинской мануфактуры" с д-ром Джоном Уоллом во главе. В 1783 году предприятие было куплено Томасом Флайтом и его сыновьями Джозефом и Джоном. В 1793 году их совладельцем стал Мартин Бар, позднее также его сын, а со смертью последнего Флайта завод полностью перешел в руки Баров. В 1783 году мануфактуру покидает Роберт Чемберлен, работавший на ней с момента основания в 1751 году, и вместе со своим сыном устраивает собственный завод, составив в скором времени сильную конкуренцию Флайтам.

Обе мануфактуры производили одни и те же товары, пока в 1840 году не объединились наконец в "Ворчестерскую королевскую фарфоровую мануфактуру". Дж. Уолл и его пайщики знали недостатки фарфора, производившегося на прочих английских мануфактурах, те недостатки, из-за которых предпочтение всегда оказывалось китайским товарам. Поэтому они старались добиться более твердого черепка и одновременно подражали китайскому фарфору в формах и декоре, чтобы их изделия могли выдерживать конкуренцию привозных. Успех был за ними.

Главной продукцией оставалась долгое время столовая посуда. После 1768 года с приходом на мануфактуру живописцев из Челси одновременно выпускались весьма крупные притязательные и притом декоративные вещи. Часто появляются оттиснутые в формы рельефы, в росписи очень интенсивно и успешно подражают китайскому фарфору. 
Живописцы из Челси имели большой опыт в росписи фонов, с успехом сочетая ее с разноцветными мотивами в резервах. Прессованный декор с 1757 года был черным, синим, пурпурно-красным и красным. В конце XVIII века в качестве посудных украшений возникают антикизирующие фигуры по графическим работам Анжелики Кауфман, Косуэя и Бартолоцци. В первой четверти XIX века, как было и в Вене, очень хорошей росписью заполнялась вся поверхность сосудов.

Марки.

Уолловская мануфактура: до 1783 года написное "W" и, кроме того, полумесяц или так называемый сквозной четырехугольник, стилизация китайского знака, в большинстве синие подглазурные. 
В эту же эпоху появляются имитации китайских марок, мейсенские мечи и севрское "L". После 1783 года временами опять полумесяц в сопровождении имени "Flight". 1792-1807 - "Flight und Barr" с короной вдавленное или синее под-глазурное, также красное надглазурное. Чемберленовская мануфактура: "Chamberlain's", "Chamberlain's Worcester" - написное, позднее - врезанное. 

Дерби

Мануфактура была основана в 1755 году У.Дьюсбери при финансовой поддержке Дж. Хита. В 1770 году Дьюсбери покупает завод в Челси, вскоре после этого - в Бау, а после 1784 года концентрирует все три мануфактуры в Дерби. В семейном владении Дьюсбери предприятие оставалось до 1795 года, когда завод попал в руки к отчиму несовершеннолетнего У. Дьюсбери, Кину, продавшему его в 1811 году Р. Блуру. В 1848 году предприятие было распущено.

До 1770 года о его изделиях известно сравнительно мало. Кроме посуды и другой хозяйственной утвари, производились небольшие фигурки. С приобретением мануфактуры в Челси производство, заведенное там Спримоном, распространяется и на Дерби, причем характерно применение японских мотивов имари. 
В промежутке 1786-1795 годов высокого качества достигают в цветочной росписи и в разнообразных декоративных мотивах. Одновременно изготовляются бисквитные фигурки и замечательные портретные медальоны.

Марки.

До 1782 - "D" под короной, в период Челси-Дерби в сочетании с якорем. После 1782 - скрещенные посохи и шесть точек с короной и "D ". С 1811 - "Bloor, Derby", в большинстве врезанное. Попадаются фальсифицированные марки Мейсена и Севра синие подглазурные. 

В начало раздела "Керамика">>>