Логотип

Стили фарфора KPM

Известные художники, создававшие в свое время новые стандарты и ценности, произведения которых зачаровывают нас по сей день, помогли развитию фарфоровой мануфактуры KPM в Берлине.

Основанная в столице Пруссии Берлине фарфоровая мануфактура KPM в процессе развития стала фабрикой, к которой и в наши дни во всем мире испытывают огромное уважение.

KPM удается совмещать сохранение традиций при стремлении к будущему. Это подтверждается тем, что KPM по-прежнему выпускает продукцию во всех стилях. KPM производит широкий ассортимент фарфора, сочетающего в себе современный дизайн и традиции ручной работы. 

РОКОКО ок. 1730-1770 
КЛАССИЦИЗМ ок. 1770-1830 
НЕМЕЦКИЙ МОДЕРН (Jugendstil) ок. 1895-1910 
НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ с 1920 
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО после 1945

РОКОКО ок. 1730-1770 Королевское великолепие

В стиле предметов рококо доминируют асимметричность форм предметов, напоминающих ракушки и завитки (от франц. Rocaille). Прусское рококо, или рококо периода Фридриха II, отмечено налетом французской обходительности. При королевском дворе говорили по-французски, Фридрих Великий приказал построить дворец Сан-Суси (1745-47,  по проекту Георга Кнобельсдорфа, проект внутреннего убранства Johann MichaelHoppenhaupt), среди художников, пользовавшихся милостью короля, был создавший новый жанр fêtes galantes (праздник любви) Антуан Ватто (Antoine Watteau). Король вел обширную переписку с Вольтером, философом Просвещения.

Фарфор KPM. Рококо


На знаменитых вечерах Фридрих II исполнял на флейте сочинения Иоганна Иоахима Кванца. В числе придворных музыкантов были К.Ф.Эмануэль Бах и Генрих Граун. Необходимо отметить, что Музыкальное Приношение Иоганна Себастьяна Баха было сочинено для Фридриха.

Богато сервированный фарфором KPM стол был звездой вечеров во дворце Сан-Суси. Король приказал создать для своих дворцов 21 обеденный сервиз, в каждый из которых входило по 450 предметов.

Фарфор KPM. Рококо

Главный скульптор KPM, Фридрих Элиас Майер, создал формы Reliefzierat (рельефный орнамент), Neuzierat (новый орнамент), Antikzierat (рокайль) и Neuosier (новая плетенка), олицетворяющие стиль рококо времен Фридриха и выпускающиеся и в наши дни.

 

КЛАССИЦИЗМ ок. 1770-1830 Классическая элегантность

Классицизм основывался на использовании классических античных форм, отличительной чертой его были чистые линии и прохладные цвета в стремлении к эстетическому совершенству в сбалансированных гармоничных пропорциях. 
 
Иоганн Иоахим Винкельман, основатель классической археологии, сильно и в продолжение долгого времени оказывал влияние на архитектуру немецкого классицизма.

Фарфор KPM классицизм

Архитектор Карл Фридрих Шинкель и скульпторы Иоганн Готфрид Шадов и Кристиан Даниэль Раух также были важными  сторонниками нового стиля. Все они создавали фарфор для KPM, и этот фарфор создал новые стандарты с точки зрения чистоты и строгости формы. 
 
Фарфоровые фигуры выполнялись в основном из бисквитного фарфора (неглазурованный дважды обожженный фарфор), поскольку необходим был материал, максимально похожий на мрамор. Прелестный пример – скульптурная группа Принцессы Луиза и Фредерике фон Мекленбург-Штрелиц работы И.Г.Шадова 1795 года.

Фарфор KPM классицизм


 
Большой столовый сервиз в классическом стиле был создан для Петра Бирона, герцога Курляндского, в 1790 году.

В результате прогрессивных политических реформ после Революционных войн (1813-15) против Наполеона I буржуазия получила власть. В салонах буржуазии (Рахиль Варнгаген, Генриетты Герц) для интеллектуального взаимодействия собиралась аристократия, люди искусства и граждане. Чай и кофе подавались в чашках с орнаментами, каждый из которых придумывался для определенного гостя.

Фарфор KPM классицизм

    


НЕМЕЦКИЙ МОДЕРН (Jugendstil) ок. 1895-1910 Цветочная фантазия

После ухода историзма с его подражанием стилям прошедших эпох начался поиск новых путей развития искусства.

Фарфор KPM югендштиль


 
Югендштиль (немецкий модерн) был нацелен на объединение материала и функциональности. Изображения растений были стилизованными и использовались в качестве орнамента. В центре внимания находилось прикладное искусство. В своих записях Уильям Моррис призывал к возрождению ремесел.  
 
Густав Климт – классический пример живописца Югендштиля, а работы Генри Ван де Велде иллюстрировали дизайн Югендштиля.

Фарфор KPM югендштиль

 

На KPM пионером Югендштиля стал Hermann Seger благодаря разработке смесей мягкого фарфора и новых глазурей (люстр, темно-красный).

Фарфор KPM югендштиль

 

НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ с 1920 Форма и функция

После Ар-деко и Югендштиля в искусстве наметился поворот от орнаментального декорирования. 
 
Производственный союз (Werkbund), созданный в Мюнхене в 1907 году, пропагандировал практичность в бытовых приспособлениях. Образованный в 1919 году Баухаус (Bauhaus) был движущей силой первопроходцев, стремившихся объединить ремесла, технологию и промышленность для придания всем видам искусств (включая дизайн и архитектуру) новое эстетическое качество.

Фарфор KPM новая вещественность


 
Во времена Веймарской Республики была заново сформулирована цель фарфорового производства в Берлине. Ею стало создание образцово выполненного и в то же время доступного фарфора. Такие современные художники, как Герхард Маркс и Ludwig Gies задавали тон современного ассортимента. Дизайнер Trude Petri получила множество призов за созданный ею в 1931 году столовый сервиз Urbino.

Фарфор KPM новая вещественность


 
В мире живописи Кристиан Шад, Отто Дикс и Жорж Грос представляли движение Новая Вещественность. В литературе Лион Фейхтвангер, Альфред Дёблин и Эрих Кестнер поддерживали реализм, освободившийся от идеалов XIX века.

Термин «Новая Вещественность» ("New Objectivity") был придуман в 1923 году немецким искусствоведом Густавом Фридрихом Хартлаубом (1884-1963).
Современное искусство

 

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО после 1945 Модерн

С точки зрения искусства, период модерна начинается с импрессионизма, около 1880 г.

На смену Новой Вещественности пришли противоположные ее эстетической программе тенденции абстракционизма и асимметрии. Новые опыты пришли вместе с заменившим традиционность авангардом. «Дух Времени» ("Zeitgeist") был одним из кредо периода модерна. Распространялось игривое отношение к формам.

Фарфор KPM модерн

Во времена радикальных перемен 1950-х годов KPM также был открыт влиянию периода модерн с точки зрения форм и живописи. Значительными художниками того времени были Siegmund Schütz, Hubert Griemert и Wolf Karnagel. Абстрактная декоративная живопись указывает на влияние искусства, в котором не используются изображения предметов. 

Фарфор KPM модерн

В начало раздела "Керамика">>>