Логотип

«Фарфорофый дар» императора Александра II «Музеуму строгановского училища»

Публикуем материалы Второй международной научно–практической конференции «Виноградовские чтения–2008 в Петербурге. Фарфор 1800–1830–х гг.: Предприятия. Коллекции. Эксперты», прошедшей в год 140–летия со дня рождения Николая II и 90–летия трагической гибели царской семьи в Екатеринбурге, открывает тематический блок «Роль дома Романовых в пополнении фондов фарфора в музеях России и за ее пределами».

Художественно–промышленный музей Строгановского училища был основан в 1864 году в царствование императора Александра II «на счет сумм, собранных по добровольной подписке ревнителей отечественной мануфактурной промышленности». Важную роль в организации музея сыграл Виктор Иванович Бутовский — известный историк и педагог, прекрасный организатор, способствовавший международному признанию Строгановского училища. В 1868 году музей открылся для занятий и посещений, в нынешнем 2008 году мы отметили его 140–летие.

Александр II всячески содействовал созданию музея. Именно благодаря его покровительству музейное собрание пополнилось новыми экспонатами, а с 1899 года Художественно–промышленный музеум (как его называли тогда) стал носить имя императора. «Присвоение имени Александра II тем дороже нашему Музею, что в Бозе почивающий Государь был особенно щедрым благотворителем и, не забывая о нем среди великих государственных забот, не раз приказывал препровождать в оный ценные коллекции, особенно фарфора Севрского, Берлинского и Императорских Русских Заводов».

Специалистам почти ничего не известно о крупном «фарфоровом даре» императора Александра II нашему музею. Между тем переданная коллекция включала 140 фарфоровых предметов русского и западноевропейского производства XVIII–XIX веков. Полученный фарфор происходил «из Гатчинских и Петербургских сервизных кладовых и Монплезира». Именно под таким грифом эти экспонаты перечислены в «Указателе художественно­промышленного Музеума при Строгановском Центральном училище технического рисования», изданном в 1881 году в Москве (далее — Указатель). К тому времени первое здание музея, располагавшееся в доме № 24 по Мясницкой улице, было разрушено, и началось строительство нового. Вся экспозиция размещалась в четырех комнатах. Некоторые экспонаты (гипсовые слепки) хранились в ящиках «за неимением достаточного места для выставки их в ожидании сооружения специального здания» (см. Указатель). Фарфор был размещен довольно скученно, однако предметы из царского дара экспонировались в двух отдельных шкафах в третьей комнате, посвященной русской и иностранной старине.

Помимо Указателя, в архиве нашего музея сохранился фотоальбом, в котором зафиксирована старая экспозиция, что позволяет существенно уточнить состав императорского дара, так как Указатель не имеет иллюстраций и не может дать полной информации о предметах. В нем также отсутствует четкое распределение предметов по принадлежности к тому или иному сервизу. Западноевропейские и русские вещи записаны (как и экспонировались) вперемешку. Обычно дата их изготовления не упоминается. В тех случаях, когда есть указание на марку, изделия Императорского фарфорового завода определить легче: маркировка, как известно, связана с конкретным царствованием и позволяет уточнить время производства изделия.

На основании Указателя и фотоальбома мы можем выделить предметы из нескольких известных европейских фарфоровых ансамблей, выполненных для русского двора, а также дополнения к ним, изготовленные на ИФЗ в разное время. Например, предметы из «Охотничьего сервиза» (Мейсен, 1760–е), из Кобальтового сервиза (Вена, 1785–1786) и из двух Берлинских сервизов (1776 и 1778).

Факт передачи предметов из фарфора в Художественно–промышленный музеум Строгановского училища, а также их экспонирования здесь в течение почти 50 лет (вплоть до 1918) не был зафиксирован в документах и, соответственно, не был известен широкому кругу специалистов. Что касается непосредственно самого фарфора, то из оригинального состава изготовленного в Мейсене «Охотничьего сервиза» в Музеуме Строгановского училища находились 3 предмета. Еще 9 изделий были дополнениями, «доделками» к нему, изготовленными на ИФЗ в разное время: в царствование Екатерины II — 5, Николая I —2 и Александра II — 2. Интересно, что одно из блюд «Охотничьего сервиза» воспроизведено на учебной работе — акварельном обмере учащейся III класса Императорского Строгановского училища К.В. Прохоровой. Здесь довольно точно передан и характер росписи, и цвет фарфорового блюда, и, что очень важно, его размер (диаметр 42,0). Такое учебное задание, как и сегодня, требовало точного соблюдения масштаба. Изображенный предмет, по всей видимости, соответствует упомянутому в указателе «Большому круглому блюду», изготовленному на ИФЗ в царствование Екатерины II.

В музее Строгановского училища также экспонировались предметы, входившие в Кобальтовый сервиз, выполненный в 1785–1786 годы в Вене при посредничестве австрийского посланника графа Л. Кобенцля для поднесения наследнику русского престола великому князю Павлу Петровичу. Сервиз долгое время находился в Гатчине, в Приоратском дворце. Эрмитажный исследователь Н. Казакевич обратила внимание, что в реестре фарфора Гатчинского дворца за 1853 год фигурируют «чаши большие продолговатые с крышками» (terrine ovales), которые не встречаются в более поздних реестрах сервиза и, по ее мнению, не сохранились до наших дней, как и бутылочные и рюмочные ликерные передачи. Между тем в нашем Указателе значатся две «чаши суповых на ножках, продолговатые, с крышкою и двумя ручками», расписанные золотом по темно­синему фону и живописью цветов по белому фону, «венской работы». На фотографиях хорошо видны эти предметы — пара больших суповых чаш с крышками, что позволяет сделать предположение: «утраченные» предметы на самом деле были переданы в наш музей, как и внесенные в Указатель «передача полубутылочная» и «передача рюмочная» (обе Венской фабрики). Всего же в музее Строгановского училища находилось 15 предметов Кобальтового сервиза, из них оригинальных венских — 11, один эпохи Екатерины II («Ставка на масло, с поддоном, круглая») и три — Николая I.

В нашем музее когда­то экспонировались 7 образцов севрского фарфора XVIII века с «бирюзовым фоном, с позолотой и живописью цветов по белому фону». В России предметы с таким же крытьем оказались в составе загадочного Зеленого сервиза, изготовленного в Севре в 1756 году и преподнесенного в 1758 году Людовиком XVкоролю Дании и Норвегии Фредерику V. История нахождения указанного фарфора в России, как и история Зеленого сервиза в целом, пока до конца не выяснена. Однако известно, что он, вплоть до 1890 года, хранился в Гатчине, и что в его состав при поступлении в 1910 году в эрмитажную Галерею фарфора входили несколько севрских образцов. Они отличались от фарфора основного состава временем изготовления (1760) и цветом фоновой краски (не «vert», а «petit vert», как ее называли в Севре). Можно предположить, что и севрский фарфор из Музеума Строгановского училища когда­то хранился вместе с Зеленым сервизом. В нашем Указателе обозначены «чаша суповая, на ножках, круглая с крышкой» (ее аналог есть в Эрмитаже) и «чаша студеная, большая — обе с бирюзовым (не зеленым. — А. Т.) фоном». Оригинальный сервиз в XIX веке был дополнен выполненными на ИФЗ глубокими и мелкими тарелками. В нашем музее находился только один предмет — «салатник круглый» производства ИФЗ (без указания марки).

Благодаря императорскому дару в музее Строгановского училища был представлен и Берлинский завод, в частности образцы Столового сервиза 1778 года, изготовленного по заказу Фридриха II для великого князя Павла Петровича. Все предметы были декорированы государственным российским гербом и гербом герцогства Голштейн­Готторпского по белому фону. Всего в музее находилось 6 оригинальных берлинских предметов и по одному образцу выполненных на ИФЗ доделок времен Николая I и Александра II. В 1884 году части этого сервиза находились как в кладовых Зимнего дворца, так и в гатчинских сервизных кладовых, так что они могли поступить к нам двумя путями. Любопытно, что, судя по старым документам, у нас в музее находилась одна из десертных тарелок, полученных в подарок великим князем Павлом Петровичем в Берлине в 1776 году в составе великолепного столового сервиза. На тарелке изображен план Чесменской баталии. Такие тарелки с прорезным бортом (модель Antikzierat) были очень оригинально декорированы живописцем К.В. Бёме географическими картами и планами мест, где происходили основные баталии русско–турецкой войны 1770–1771 годов. В основе этих необычных росписей — цветные гравюры и карты, изготовленные по распоряжению командира русской эскадры графа Алексея Орлова. В Эрмитаже в настоящее время находится 9 таких тарелок, и образец из нашего бывшего собрания можно считать десятым экземпляром. Ныне эта тарелка находится в Государственном музее керамики в Кусково (ГМК «Кусково»).

Не меньший интерес представляют и русские вещи. Здесь стоит упомянуть несколько предметов из сервиза ИФЗ, обозначенного в нашем Указателе как «с позолотою и розовыми цветами». Всего отмечено 6 образцов фарфора с таким декором. Из них без марок — 4 (вероятно, эпоха Александра I) и 2 — эпохи Николая I.

Важно отметить, что почти все перечисленные сервизы в какое­то время находились либо в Гатчинском дворце, входя в его историческое убранство, либо в Сервизной кладовой Зимнего дворца, откуда они, скорее всего, и поступили к нам. Пока не ясно, какой именно фарфор поступил из петергофского Монплезира. Не удалось установить и точную дату передачи «фарфорового» дара императора Александра II. Однако мы можем ограничить ее хронологическими рамками: между 1868 и 1881 годами. В 1868 году музей был открыт для посетителей и вышел первый «Указатель», составленный Д.В. Григоровичем, в котором царский фарфоровый дар еще не зафиксирован. В 1881 году вышел второй Указатель. В этом же году скончался Александр II.

К сожалению, после революции при реорганизации Строгановского училища в Свободные государственные художественные мастерские, а затем ВХУТЕМАС Художественно–промышленный музей был ликвидирован, а его коллекции распределены по разным музеям страны. Тогда же затерялись и следы «фарфорового дара» Александра II. Пока можно только предполагать, что большая часть его фарфора поступила в организованный в 1918 году ГМК «Кусково»: именно там находятся многие известные произведения из нашего музея, экспонировавшиеся в его залах и зафиксированные на старых фотографиях и в архивных документах. Так, со всей определенностью можно утверждать, что в Кусково находятся некоторые предметы «Охотничьего сервиза» и берлинская тарелка с планом Чесменской баталии. Они не раз публиковались, и их легко узнать по старым фотодокументам.

Возможно, со временем мы сможем выявить среди мейсенского фарфора с цветочной росписью в собрании нашего музея еще некоторые произведения из царского дара. Но для этого необходимо точно проследить пути возвращения этих изделий к нам, доказать их принадлежность дореволюционному собранию музея Строгановского училища и тщательно сравнить их с фотографиями старой экспозиции. Сегодня с определенностью можно говорить только об одном сохранившемся у нас фарфоровом предмете из царского дара императора — тарелке ИФЗ с букетом цветов и прорезным бортом, с маркой времени Александра II. Этот образец вернулся в музей в 1946 году из ГМК «Кусково» после воссоздания Строгановского училища в послевоенные годы в составе 48 других русских и зарубежных фарфоровых изделий.

Несмотря на еще недостаточную изученность вопроса, введение в научный оборот этой информации важно и актуально, поскольку изучение «жизни» музейных экспонатов в разные периоды представляет несомненный интерес. Надеюсь, что выявленные и собранные в Музее МГХПУ архивные и документальные свидетельства об этом малоизвестном «фарфоровом даре» Александра II будут полезны специалистам и исследователям, в особенности Петербурга и его пригородов, и помогут вновь «обнаружить» императорский фарфор сегодня. 

В начало раздела "Керамика">>>