Логотип

Фарфор Батенинского завода

 

В первой трети XIX века большим успехом у современников пользовался фарфор петербургского завода Ф.С. Батенина. В 1829 году на Первой промышленной выставке в Петербурге батенинский фарфор был отмечен Большой золотой медалью.

Чашка с блюдцем. Первая треть XIX века. Завод Батенина.

 

Фарфоровый завод Филипп Сергеевич Батенин приобрел в 1814 году у купца Девятова. Завод находился на Выборгской стороне в Петербурге и был построен в 1811 году. По заводу впоследствии был назван и переулок, в котором он находился – Батенинский переулок (ныне улица Александра Матросова). 
После приобретения завода Батениным дела пошли удачно, и к 1817 году количество работников возросло с 18 до 68 человек. В 1817 году было выработано 30 000 изделий.

Завод обзавелся собственным магазином в центре Петербурга, где можно было не только заказывать фарфор, но и покупать уже готовые вещи. 
Магазин располагался на первом этаже так называемого дома церковных служителей Казанского собора (Невский проспект 25).

Завод, к сожалению, просуществовал недолго – 29 сентября 1838 года на соседней фабрике вспыхнул пожар, который уничтожил и все деревянные мастерские батенинского завода. После пожара завод не восстанавливали.

Батенинский фарфор – едва ли не самый узнаваемый среди огромного количества дошедших до наших дней изделий частных фарфоровых заводов XIX века. Батенинский фарфор характеризует стилистическая цельность и исключительная любовь к петербургским мотивам, а также своеобразные тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Обильная позолота батенинского фарфора недолговечна, она быстро стирается, так как выполнялась в основном глянцгольдом – дешевым жидким золотом, наложенным на фарфор тонким слоем. Кроме цветов и видов Петербурга на батенинском фарфоре воспроизводились гравюры, рисунки, книжные иллюстрации, пользовавшиеся известностью в первой трети XIX века.

Кувшин. Первая четверть XIX века. Завод Батенина.

 

Продукция завода Батенина была популярна не только благодаря своей яркой красочности, модным сюжетам и обилию золота, но и благодаря невысокой цене, что делало фарфор батенинского завода доступным разным слоям населения, даже не очень состоятельным.

С целью удешевления фарфора при сохранении внешней красоты использовались всяческие приемы технически несложные, но имитирующие дорогие приемы – в том числе глянцгольд или, например, матовый золоченый узор, нанесенный на золото кистью (который похож на трудоемкую технику цировки – рисования агатовым карандашом по золоту).

На батенинском заводе изготовляли самые разнообразные изделия, дорогие и дешевые, однако, расхожей посуды для каждодневного употребления сохранилось на сегодняшний день гораздо меньше, чем парадной, которую стали коллекционировать еще в XIX веке. Среди сохранившейся посуды на каждый день – белые тарелки и чашки, расписанные кобальтом.

Продукция батенинского завода метилась тиснеными буквенными марками, в которых зашифровано местонахождение завода и фамилия владельца. В первый период работы завода – от начала работы до 1832 года - ставилась марка С.З.К.Б. (Санкт-Петербургский завод купца Батенина) или С.З.К.Б. в узком прямоугольнике, и очень редко – буква Б, а также С.Ф.К.Б. (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина). После смерти Ф.С. Батенина в 1830 году производство перешло в руки его наследников и опекунского совета. В этот второй непродолжительный период деятельности завода (1832-1838 гг.) на изделиях ставилась новая марка: тоже буквы тиснением, но уже в 2 строки по дуге С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: или НАСЛ:БАТЕН:/С.П.Б:. Буквы марок батенинского фарфора начертаны тонко и изящно. Оттиснутое на необожженном черепке клеймо при последующем обжиге и глазуровании фарфора теряло свою четкость, иногда просто исчезало, поэтому отыскание марки на батенинском фарфоре часто требует усилий, и он остается неопознанным. До сих пор в личных коллекциях, домах и антикварных салонах батенинский фарфор встречается довольно часто, хотя и не всегда узнанный и определенный, как батенинский

На заводе Батенина изготовляли как одиночные предметы, так и небольшие сервизы. Особой статьей производства были чашки и подарочные кружки. На них изображали аллегорические и мифологические сюжеты, сцены Отечественной войны 1812 года, портреты Александра I, и проч. Их формы характерны для классицизма: яйцевидные, цилиндрические, конусные, причем, часто они близки к формам предметов первой трети XIX века Императорского фарфорового завода изавода Гарднера. Чаще других встречается тип массивной цилиндрической чашки с прочной ручкой, ствол которой декорирован рельефными листьями и розеттой. С 1830-х гг. на батенинском заводе популярна низкая чашка с вогнутым туловом и остроконечной ручкой, а также чашки-сувениры цилиндрической формы, вызолоченные снаружи и внутри.

Ваза с полихромной росписью. 1830-е гг. Завод Батенина.

 

Батенинскому фарфору присущ разнообразный живописный орнамент и устойчивый круг сюжетов. В орнаментальном оформлении господствуют полихромные цветочные бордюры и букеты в строгом обрамлении на сплошь вызолоченном фарфоре, цированном узором «вермикуле», представляющем собой зигзаги (в 1830-х гг. вместо «вермикуле» делают цированные листья и букеты).

Устойчивый сюжет батенинских росписей – архитектурные виды и памятники Петербурга (Медный всадник, Казанский собор и проч.)– своеобразная «визитная карточка» завода Батенина, по-видимому, так завод напоминал всем о том, что он расположен в столице. Росписи эти выполнялись по гравюрам, рисункам и акварелям известных мастеров, изображавших во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. Петербург.

Кроме того, на батенинском фарфоре изображались сцены из популярных в это время литературных произведений, а также пейзажи, жанровые сцены, портреты, античные сюжеты, игральные карты, монограммы, надписи.

В 1830-е гг. батенинский фарфор занимает первое место среди частных заводов в обращении к шинуазри. Тяга к экзотике Востока была навеяна общей тенденцией возврата к стилям прошедших эпох, например, к рококо, для которого были характерны «китайские» пейзажи и архитектура. На фарфоре этого времени нередки восточные растения, пагоды, китайцы, птицы, написанные яркими красными, синими, зелеными, желтыми красками по золотому, изредка черному фону.

На заводе Батенина делали чайники, тарелки, умывальники, кувшины, кашпо, сосуды, статуэтки и многое другое. Особую славу принесли заводу вазы, в которых прекрасно выразилась декоративность, присущая батенинским изделиям. Вазы делали разных размеров от крупных (около 1 м) до маленьких, высотой 13-14 см. В отношении формы варьировался преимущественно тип амфоры – яйцевидного сосуда с вертикальными ручками всегда с оригинальным пластическим декором. На золотом фоне ваз также изображались цветы и Петербургские виды, античные и аллегорические сюжеты, шинуазри, военные и жанровые сцены. Славился батенинский завод и своими сервизами, многие из которых сохранились целиком, например, «tet-a-tet» - сервизы на двоих. Такой сервиз состоял из квадратного подноса со срезанными углами, и предметов (две чашки, чайник, сахарница, молочник), которые на нем умещались. Отличный пример такого сервиза – сервиз Нарышкиных, где каждый предмет украшен портретом одного из членов семьи (чайник – Д.А. Нарышкин, сахарница – М.А. Нарышкина, молочник – М.Д. Гурьева (урожденная Нарышкина), и др.), а на подносе изображена усадьба Нарышкиных на Каменном острове.

В начало раздела "Керамика">>>