Логотип

Фарфоровые табакерки. Пакетовые табакерки

«Табакерка с мопсиками». 1752 г. Работа Д. Виноградова.

 

Табакерка – коробочка для хранения нюхательного табака, модная драгоценная безделушка, доступная только людям самых привилегированных кругов. Табакерки изготовлялись из ценных материалов, каковым тогда считался и фарфор. Табакерки украшали миниатюрной росписью, часто оправляли в золото и дополняли деталями из драгоценных камней.

Первое упоминание о фарфоровых табакерках относится к началу 1753 года – в марте, 19 числа, в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано объявление о приеме заказов на так называемые пакетовые табакерки. Именно на этот год и падает наибольшее число их выпуска Порцелиновой мануфактурой.

По виду это четырехугольные коробочки с именем владельца на крышке, скопированным с его автографа или написанным каллиграфическим почерком художника – специалиста писать «литеры». С обратной стороны коробочки – две перекрещенные диагональные линии, имитирующие почтовый конверт, и рельефная или нарисованная «сургучная» печать с фамильным гербом.

Пакетовая табакерка Елизаветы Петровны. 1753 г.

 

Самые первые пакетовые табакерки были сделаны для императрицы, великого князя и великой княгини; потом они изготовлялись для самых знатных особ. Да и в тексте, опубликованном от имени бергмейстера Виноградова, говорилось, что он желает всех знатных особ, «а особливо придворных обоего пола, которые изволят иметь порцелиновые табакерки в форме пакета с надписями, удовольствовать». 
Пакетовые табакерки – первые русские фарфоровые вещи, официально свидетельствующие о том, что русский фарфор начал свою жизнь и готовился конкурировать с европейским.

Для пакетовых табакерок имелось три формы – «большой, средней и малой руки» (по размерам). Иногда табакерки украшались рельефным узором «из кружев», из орнаментов – так, например, украшена табакерка на имя Елизаветы Петровны с рельефом из двуглавых орлов, прописанных сверху черной краской: буквы писал Лев Терской, золотую оправу сделал Петр Семенов, а печать и узор из гербов – Андрей Черный.

Таким образом, не только архивные документы, но и сами вещи показывают, как неутомимо трудился Виноградов над совершенствованием выполнения формы и росписи. Разнообразие форм у виноградовских табакерок объясняется и тем, что каждая выполнялась по индивидуальному заказу, а будущий обладатель, разумеется, хотел иметь уникальную вещь.

В начало раздела "Керамика">>>