Логотип

Изделия фаянсовых заводов Гжели XIX века

Традиции керамического искусства передавались в Гжели из поколения в поколение. В XVIII веке в Гжели изготавливали, главным образом, майолику, в начале XIX века гжельские мастера осваивают фаянс, полуфаянс и фарфор. В середине XIX века Россия покрылась целой сетью мелких фаянсовых заводов, которые открывали купцы, мещане, крестьяне. Начиная с 1820-х гг. и на протяжении всего XIX века фаянсовые заводы функционировали не только в подмосковной Гжели, но и во Владимирской и Тамбовской губерниях и на Урале. В большинстве случаев эти заводы были оснащены плохо и насчитывали небольшое количество рабочих. Фаянс, производимый этими заводами, был дешев, его покупали средние и бедные слои населения.

Блюдо с изображением розы и цветочной гирлянды. Роспись подглазурная черная. Завод Тереховых-Киселева. 1840-е гг.

 

Фаянс гжельских заводов XIX века по составу приближается к полуфаянсу, формы изделий просты, декор наносится в технике ручной росписи или в технике печати. Часто оригинал для печати заимствуется с изделий больших заводов, перерисовывается и переделывается местными мастерами, которые упрощают и переосмысляют его.

Огромное количество фаянсовых заводов функционирует в деревнях Бронницкого и Богородицкого уездов Гжели. Это заводы Рачкина, Фартального, Овечкина, Жадина, Гурышевых, Барминых, Самсоновых, Храпунова, Федяшина и других. 
Наиболее известным и мощным был завод Тереховых-Киселева в деревне Речицы Бронницкого уезда.

Он был основан в 1833 году и закончил свое существование в 1850-х гг. Техническое оснащение и продукция этого завода могли соперничать с известными фаянсовыми заводами Гарднера и Ауэрбаха. Процветание завода во многом обязано руководству Афанасия Киселева, который обладал достойными технологическими познаниями и мог наладить производственный процесс. Завод Тереховых-Киселева выпускал изделия из фарфора и фаянса: столовую и чайную посуду, штучные предметы, декоративные, вазы, скульптуру. Мастера создавали изделия сложных форм, которые декорировались рельефом, ручной росписью и печатными рисунками. По художественным достоинствам своей продукции завод Тереховых-Киселева занимал одно из первых мест среди русских фансовых предприятий. Его изделия часто служили образцами для изделий близлежащих заводов.

В декоре художники завода нередко обращались к античным темам, создавая изделия в «этрусском вкусе», для росписи которых использовались только темно-красная и черная краски. Также популярными были китайские мотивы. Ряд изделий, как например, белая корзина для десерта, несут в себе черты позднего классицизма. Большое количество изделий завода Тереховых-Киселева украшались печатными рисунками – такой декор характерен для больших столовых сервизов с блюдами разных форм и размеров, а также для штучных предметов (мисок с крышками, лотков, тарелок). Эта посуда находится на очень высоком качественном уровне.

Изделиями с печатными рисунками славился фаянсовый завод Храпунова-Нового, функционировавший с середины 1850-х по 1918 гг. В середине 50-х гг. XIX века Яков Храпунов из семьи потомственных керамистов Храпуновых получил от своей жены Агафьи Новой завод в деревне Кузяево Богородского уезда, ранее принадлежавший братьям Новым. На основе этого завода он основал завод Храпунова-Нового, который постепенно расширялся и к 1870-80-м гг. превратился в крупное предприятие. Производящее фарфоровые и фаянсовые изделия. Фаянсовые изделия завода братьев Самсоновых. в деревне Кошерово Бронницкого уезда, существовавшего с 1819 по 1875 гг., также декорировались, главным образом, печатными рисунками.

Чашка из «мраморной» массы. Завод Федяшина. Вторая половина XIX века.

 

Длительное время – с 1820 по 1917 гг. – в деревне Фрязево Богородского уезда существовал фаянсовый завод братьев Барминых. Переходивший в течение этого долгого срока от одного владельца к другому. В разные периоды своего существования завод производил разные по качеству изделия: здесь было освоено производство фарфора, фаянса и опака.

Фаянсовый завод Федяшина, существовавший с 1866 по 1918 гг. славился своими тонко и чисто отформованными «мраморными» изделиями.

Технология «мраморной» посуды была самостоятельно разработана основателем завода – Иосифом Федяшиным. Из этой массы изготовляли чайную и столовую посуду, плитки для пола и проч. В 1870-х гг. на заводе освоили производство фарфора и опака, а с 1880-х гг. стали выпускать так называемый «колерок» - изделия с тонким темно-красным черепком, покрытым снаружи черной, а изнутри – белой глазурью.

Гжельские фаянсовые заводы, такие как завод Рачкина в деревне Глебово Бронницкого уезда, заводы Фартального, Овечкина и Жадина в деревне Речицы Бронницкого уезда, Гурышевых в деревне Минино Бронницкого уезда выпускали фаянсовые изделия с печатными рисунками, порой заимствованные с изделий более крупных заводов, например, фаянсового завода Гарднера.

В начало раздела "Керамика">>>