Логотип

Фаянс завода С. Поскочина

Кружка с изображением охоты. 1830-е гг. Завод Поскочина.

Фаянсовый завод в деревне Морье Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии был основан в начале XIX века И. Фридрихсом, однако прославился только перейдя в руки С. Поскочина в 1817 году.

Завод Поскочина выпускал фаянсовые изделия высoкого качества, которые по своему художественному облику и техническому совершенству близки продукции казенного Киево-Межигорского завода.

На заводе Поскочина были освоены различные фаянсовые массы: белые, цветные (блеклых оттенков), фаянс «цвета сливок», которым в свое время прославился английский завод Веджвуда, мраморные и черные. 
Изделия маркировались маркой «С. Поскочин» или «Поскочина». Кроме фаянсовых изделий на заводе делали жаростойкую посуду для технических целей.

Ассортимент завода Поскочина отличался большим разнообразием: здесь делали всевозможные вазы, кувшины, блюда, тарелки, прорезные сухарницы, чайные сервизы, флаконы, мелкую пластику и другие предметы. Часто в изделиях завода Поскочина заметно подражание изделиям английского завода Веджвуда – были даже попытки воспроизвести белые барельефы Веджвуда на синем фоне без поливы, которые получались достаточно хорошо, но грубее английских. На заводе Поскочина с 1817 по 1842 гг. создавались изделия сначала в формах ампира, потом, с приходом историзма – стилизации под восточные работы, а также под античную керамику, обнаруженную при раскопках Помпеи. Кроме посуды на заводе создавали фаянсовую скульптуру, которая выполнялась очень тщательно. Наиболее известна скульптура, изображающая сидящую китаянку с качающимися руками и головой. Эта скульптура пользовалась большим успехом и выпускалась с различным живописным декором. Также был популярен кувшин в виде сидящего мужчины с фонарем, мальчик в рыцарском одеянии, торговец башмаками и др.

Скульптура «Китаянка». 1817-1842 гг. Завод Поскочина.

 

Поскочин собрал на своем заводе одаренных художников, а также модельщиков, формовщиков, живописцев и других мастеров, обладающих большим опытом работы. На заводе с легкостью выполнялись сложнейшие формы, тонко и четко промоделированный рельефный декор, ручная полихромная роспись муфельными красками с применением золота, использовался люстр. Изделия украшали цветочные орнаменты, композиции на античные темы, сцены охоты; одним из излюбленных видов декора была виноградная лоза, выполнявшаяся рельефом с последующей раскраской. Однако, несмотря на превосходные технические характеристики не все изделия отличаются высоким художественным вкусом.

Современниками продукция завода Поскочина оценивалась очень высоко: так, на Первой выставке русских мануфактур в 1829 году заводу был присужден первый разрядза продукцию, отличающуюся «добротою и чистотою отделки, красивостью форм и умеренной ценой».

В 1842 году завод приобрела графиня Голенищева-Кутузова, работы на заводе были возоблены с 1845 года. Характер изделий во многом оставался прежним, целый ряд вещей изготовлялся по старым моделям. Изделия в этот период маркировались клеймами «Морье. Бывший Поскочин» или «С.А. Голенищевой-Кутузовой», хотя встречаются и другие марки.

В 1851 году завод был продан барону Корфу, который владел им до 1887 года. В течение всего этого срока Корф отдавал завод в аренду разным лицам, которые с частыми перебоями выпускали фарфор и фаянс, по совим технологическим и художественным качествам уступавший поскочинскому. В 1887 году завод был продан купцу Ф. Емельянову, и с этого времени там стали выпускать только фарфор, не имевший ничего общего с фаянсом завода Поскочина.

В начало раздела "Керамика">>>