Логотип



Французский фарфор

В 1673 году была основана Луи Потера первая французская мануфактура. Она производила мягкий фарфор, из всего этого уцелело совсем немного вещей.

Декорированы они большей частью кобальтом, реже другими красками (зеленой, красной). Краски наносились на глазурь и потом обжигались. В декоре представлена одна употребительная в то, время на руанских фаянсах и других французских керамических изделиях орнаментика, без китайских мотивов.

Руан и Сен-Клу

 

Руан.

Здесь в 1673 году была основана Луи Потера первая французская мануфактура. Она производила мягкий фарфор, из всего этого уцелело совсем немного вещей.

Декорированы они большей частью кобальтом, реже другими красками (зеленой, красной). Краски наносились на глазурь и потом обжигались. В декоре представлена одна употребительная в то, время на руанских фаянсах и других французских керамических изделиях орнаментика, без китайских мотивов. 
Черепок руанского фарфора несколько зеленоватого оттенка, а глазурь не слишком стеклянного вида.

Марки на этих изделиях нет.

Сен-Клу.

Производство мягкого фарфора патентом 1702 года было предоставлено семье Пьера Шикано. Шикано уже в 1679 году открыл секрет производства, который с тех пор долго хранился в его семье.

Мануфактура развила весьма энергичную деятельность. Выпускалась посуда, формы и декор которой следовали китайским образцам. Декор исполнялся в рельефе, оттискиваясь в формах, причем находят применение именно цветы, сливовые почки, ветки и розетки. Отдельные изделия с этим декором, кроме того, расписывались и подглазурным кобальтом.

В общем, в Сен-Клу добились верного подражания дальневосточному фарфору. Наряду с кобальтом, здесь рано стали употреблять другие надглазурные краски, как, например, бирюзовую, желтую, гематит и зеленую. Фарфор этот кремового тона и с чистой глазурью. Ликвидирован завод в 1764 году.

Марки. Ранний сен-клусский фарфор очень редок и маркирован "St-C." синим подглазурным. Около 1696 года появляется солнце синее подглазурное, а приблизительно с 1722 года "- SC" с крестом наверху и буквой "Т" внизу. 

Меннеси-Вильруа и Венсенн-Севр

 

Меннеси-Вильруа.

Мануфактура была основана в 1734 году Франсуа Барбеном первоначально в Париже, затем в 1748 году переведена в Меннеси и наконец в 1773 году в Бург-Ла-Рен. 
На первой стадии посуда декорировалась посредством надглазурной росписи цветочными мотивами по мейсенскому образцу. Как и на других французских мануфактурах, здесь ориентировались прежде всего на подражание китайскому фарфору. Отдельные вещи напоминают сен-клусские; а когда ведущей стала севрская мануфактура, образцами для Меннеси становятся ее изделия, что находит свое выражение в выборе мотивов (птицы, цветы, фигурные темы и т. д.).

После 1751 года в фигурной пластике появляется бисквит. Сохранился ряд таких фигурок, из которых особенного упоминания заслуживает серия детских групп по Буше, исполненная около 1760 года. Прочие в художественном отношении не слишком совершенны, но отличаются известной грациозной простотой. Фарфор желтоватого или более темного, цвета слоновой кости, оттенка, глазурь не вполне безупречна.

Марки: вначале "DV" (de Villeroy), а с 1773 года "BR" (Bourg-la-Reine).

Венсенн-Севр.

В 1745 году фарфоровая мануфактура была основана в Венсенне. Она находилась в ведении синдиката с Орри де Фюльви во главе. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сделался пайщиком концерна.

С этого времени мануфактура называлась "Королевская мануфактура французского фарфора". На место умершего Фюльви поступил талантливый химик Жан Элло, причем мастерские росписи и золочения были отданы в управление Башелье, тому, кто стал подлинным творцом французского фарфора. 
Венсеннский и потом севрский фарфор был мягкий. В производстве преобладала посуда, ее проектировал королевский ювелир Дюплесси. Формы посуды часто приводят на память металлические изделия и в примененительно к более мягкому фарфору они скорее своеобразны, чем красивы. 
В декоре главное внимание направлялось на краски фона. Самой известной и выдающейся была интенсивная подглазурная "королевская-синяя", в 1749 году изобретенная Ж. Элло.

Типичной же для Венсенна - с 1752 года является бирюзового цвета надглазурная краска. На цветных фонах оставлялось незакрашенным пространство для декора из пестрых цветов и птиц, фигур и пейзажей. В области пластического творчества следует указать на раскрашенные в натуралистические тона имитации цветов, производящие иллюзорное впечатление. Применялись они с самыми разнообразными декоративными целями. 
В 1756 году мануфактуру переводят из Венсенна в Севр, где фарфор тоже выделывается мягкий, и лишь с открытием в Лиможе залежей каолина началось в 1769 году производство настоящего, твердого фарфора; однако полностью перешли на твердый фарфор лишь после реорганизации завода в 1800 году. При переводе мануфактуры венсеннский персонал целиком был включен в Севр.

В 1759 году король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. 
Художественным руководителем предприятия назначается Башелье, руководителем отдела фигурной пластики - Этьенн Фальконе, а руководителем прочих модельных мастерских - Дюплесси.

Выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чернильницы, корпусы часов, вазы, и подсвечники. Все декоративные элементы Севр позаимствовал из Венсенна, с той, однако, разницей, что декор и красочная шкала в Севре богаче и притязательнее. 
Сверх уже упомянутых фоновых красок возникает красивый, чисто розовый фон под названием "розовый-помпадур", без сомнения, тоже изобретение Элло. Со смертью Элло (1766) таких вещей больше не выпускалось. 
Эффект этих замечательных красочных фонов усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях, и что касается золоченых узоров, то изобретательский дар здесь был не истощим, к числу же самых любимых принадлежали "глаз куропатки" (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с меленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и "червчатые" узоры или круги из золоченых цветков. Позолота иногда надбавлена, иногда снова выглажена агатом, так что оттенки ее различны. В полях скомпонованы пестро раскрашенные цветы, птицы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сюжеты. 
Пейзажи иногда исполнены в одном цвете "en camaien". Все эти сюжеты мы находим уже в Венсенне, но практика, опыт и сложившийся ансамбль талантливых живописцев способствовали особой тонкости и рафинированности севрских изделий.

Примерно до 1770 года росписи посуды выдержаны в духе чистого рококо, затем постепенно начинает проявляться новый стиль, именно - классицизм (иначе называемый "Луи XVI"), который во время царствования Людовика XVI подчинил себе все отрасли художественного производства, распространившись далее по всей Европе. 
Мягкий фарфор пригоден в свою очередь для пластики, так как легко поддается моделировке. Севр ограничил себя в этой области почти исключительно бисквитом (введенным в 1751 году Башелье), ввиду того что этот материал с его полуматовой и притом тонкозернистой поверхностью вызывал в памяти античные статуи.

Вместе с жанровыми или мифологическими группами создавались портретные медальоны и бюсты, авторами которых были известные скульпторы. Особенно следует назвать в этой связи Этьенна Фальконе, которому приписывается импозантная бисквитная статуя мадам де Помпадур в виде богини дружбы. 
Кроме него, действовали здесь Жан-Клод Тома Дюплесси, Башелье и бывшие ученики Фальконе. В 1771 году сюда вошел Симон Буазо со своим учеником Ле Ришем. Модели для пластики - группы или портреты делались Пигалем, Пажу, Бушар-доном и позднее Буазо, Каффиери и Клодионом, экстерном сотрудничавшим с мануфактурой.

В различных монографиях о Севрской мануфактуре можно найти гораздо больше имен живописцев и проектировщиков моделей. Хотя эпоха французской революции не была благоприятным временем для мануфактуры, производство все же не прекращалось.

В 1800 году тогдашний руководитель завода Броньяр реорганизовал его и перевел исключительно на производство твердого фарфора. Этим кончается слава Севрской мануфактуры с ее мягким фарфором, который один лишь представляет коллекционерский интерес. 
В эпоху Наполеона Севр стал задавать тон европейской фарфоровой продукции. Мейсен и в особенности Вена в короткое время подчинились новому стилю ампир. Формы посуды сводятся к простым схемам. Декором чаще всего служит орнаментика по образцу помпейских узоров или Рафаэлевых фресок: головы или фигуры наподобие камей в четырехугольных, овальных или многоугольных полях с бесчисленными вариантами окаймляющих узоров из завитков, картушей, рога изобилия и различных символов. Исполнение орнаментики, особенно золотом, постоянно безупречное. 
В Севре этот стиль держался дольше, чем на других мануфактурах, так что в конце концов выродился в голую манеру.

Марки.

1745-1753 - без марок. С 1753 - два вензелевых, обращенных друг к другу "L" (изделия для короля иногда поверх букв метились лилией). Между двумя "L" с 1753 года добавлялась буква, которая обозначает год (1753 - А, 1754 - Вит. д., по исчерпании алфавита в 1777 году буквы стали удваиваться: 1778 - АА и т. д.). С 1793 до 1800 - без указания года; марки этого времени гласят: "RF Sevres" (== Republique Francaise), включая вензелевые инициалы RF Sevre. На твердом фарфоре 1769-1793 годов сверху двух "L", как правило, королевская корона. В XIX веке марками чаще всего служат вдавленные надписи, вроде "М. N. Ie Sevres", "M. Imp. Ie de Sevres", "Manufacture Imperiale Sevres".  

В начало раздела "Керамика">>>