Логотип

Завод Гарднера

Начальные шаги всей организации производства Гарднера – это успешное освоение с самого начала глуховских глин и олонецкого кварца, что давало ему возможность достигнуть быстрого прогресса во всей производственной технологии. (На ИФЗ лишь с 1765 года начали применять впервые глуховский каолин, олонецкий полевой шпат и кварц, – основные компоненты состава массы – поднявшие на новый качественный уровень продукцию завода.) 
Использование иностранных мастеров, знавших фарфоровое дело, хорошо знакомых с распространёнными в Западной Европе формами посуды, моделями скульптуры, сюжетами росписи, также способствовали быстрому становлению предприятия.

Завод Гарднера. Горшочек для солений. 1770-е гг.

 

Основывая фарфоровый завод, Гарднер должен был учитывать неизбежную конкурентную борьбу с изделиями привозного мейсенского товара. На ИФЗ начальный состав мастеров всех квалификаций был почти исключительно русским. Это обстоятельство обеспечило и русский характер изделий завода с самого начала его деятельности. 
В изделиях первых двух десятилетий гарднеровского завода (1760-80 гг.) проявилось, наоборот, влияние вкусов и навыки мастеров зарубежного происхождения, особенно в скульптуре.

Формы и роспись посуды завода Гарднера рассчитаны на вкусы как великосветского, так и на мелкопоместного российского дворянства, а также и на широкий круг зажиточных горожан.

 

Завод Гарднера. Чайник сервизный. 1782-1784гг.

 

Внимательно изучив русский рынок, вкусы и запросы русского потребителя, предприниматель с самого начала создаёт систему художественных приемов оформления недорогой, в своём роде массовой продукции – столовых и десертных тарелок, блюд, небольших сервизов, отдельных чайных и кофейных пар, расписанных цветами. Рассчитанные на широкий рынок, эти изделия мало чем уступали аналогичным ординарным изделиям ИФЗ и зарубежных заводов этого времени. 
По цене же они были значительно доступнее привозного зарубежного фарфора, и это обеспечивало гарднеровской продукции высокую конкурентноспособность.

Использование зарубежных образцов не приводило к полному их копированию. Творческая переработка происходила на основе традиций и опыта русского народного искусства. Этим объясняются изменения форм и декорировок в столовой и чайной посуде, заимствованных из-за рубежа, в сторону их упрощения и смягчения, освобождения от сложности декора и излишних скульптурных украшений.

В первое десятилетие деятельности завода его изделия либо вовсе не маркировались, либо на них ставили клейма, которые могли ввести покупателя в заблуждение.

Клейма на изделиях завода Гарднера

 

Завод Гарднера. Корзинка для десерта. 1780-е гг.

 

Уже в 1770-е годы на фарфоре гарднеровского завода встречаются клейма, сходные с марками мейсенского завода (скрещенные мечи), а также заводов Тюрингии (латинская буква G).

Сравнительно редкой для этого времени является марка в виде русской печатной буквы Г. Впервые появилась она на предметах из сервиза1775 года, расписанного И.Кестнером (Государственный Русский Музей). 
К ранним относится также метка, по начертанию напоминающая римскую цифру ХХ. Она встречается преимущественно на образцах гарднеровской пластики.

При отсутствии марок, гарднеровские изделия можно безошибочно определить по наличию мотива цветка шиповника. 
Отличительная черта гарднеровской продукции 18 века – обилие мажорно звучащих красного и пурпурного тонов, придающих росписи весёлый и праздничный вид изделий, рассчитанных на широкого покупателя.

клеймо надглазурное голубое в виде скрещенных мечей

клеймо подглазурное синее

2 варианта синего подглазурного клейма в виде буквы G

«Визитные карточки» завода Гарднера

 

Завод Гарднера. Блюдо овальное. 1770-е гг.

 

Наравне с использованием пришедших с Мейсена привычных букетов цветов с красным или лиловым розаном, тюльпаном, маргаритками, обрамленными зелёной листвой, на заводе создаются собственные рисунки условных плоскостных цветков, нигде более не встречающихся. 
Один из них составлен из большого верхнего и нескольких нижних мелких плоских лепестков, создающих в целом образ распластанного цветка, похожего на цветок шиповника. 
Писался он обычно малиновой или пурпурной краской.

Другой своеобразный цветок – реже встречающийся, но также характерный только для изделий завода Гарднера – ещё оригинальнее и несколько сложнее. Он, также как и цветок шиповника, малинового цвета, у него не один, а два верхних больших лепестка, обведённых снизу двойным полукружием лепестков: в первом полукружии – совсем мелких, во втором (нижнем) – крупнее.

Росписи букетами с выписанными плоскими цветами предназначались для широкого ассортимента столовой посуды. Для более дорогих изделий предназначались более пышные букеты. 
Центральную часть таких букетов занимают объёмно написанные пышные розы разных оттенков – от сочного красного и пурпурного до жёлтого и белого, а также тюльпаны и маки обычно розового или пурпурного цвета.

Наряду с сочной многоцветной живописной манерой росписи для гарднеровской продукции этого времени характерна и другая, более сухая, графическая.

В начало раздела "Керамика">>>