Логотип

Итальянский фарфор

В 1771 году Фердинанд IV возобновил Неаполитанскую мануфактуру, причем она сначала работала на вилле Реале в Портичи, по прошествии же двух лет ее снова переводят в Неаполь.

Только в эту эпоху твердый фарфор и бисквит выделывался наравне с мягким фарфором. В 1821 году мануфактура была закрыта.

Из обоих сортов фарфора выполнялась как посуда, так и фигурные работы. Богатый рельефный декор с фигурными мотивами считается типичным для посуды из Капо ди Монте, но там это был не единственный вид декора; мануфактура выпускала самые разнообразные изделия, сначала в стиле рококо, позднее в духе классицизма.

Капо ди Монте

Мануфактура была основана в 1743 году королем Карлом III и размещена во дворце Капо ди Монте близ Неаполя, где функционировала до 1759 года. Карл в этом году стал королем Испании; самых способных людей и все модели и формы он одновременно переместил в Мадрид, где была вызвана к жизни новая мануфактура, в Буон Ретиро.

 
В 1771 году Фердинанд IV возобновил Неаполитанскую мануфактуру, причем она сначала работала на вилле Реале в Портичи, по прошествии же двух лет ее снова переводят в Неаполь.

Только в эту эпоху твердый фарфор и бисквит выделывался наравне с мягким фарфором. В 1821 году мануфактура была закрыта. 
Из обоих сортов фарфора выполнялась как посуда, так и фигурные работы. Богатый рельефный декор с фигурными мотивами считается типичным для посуды из Капо ди Монте, но там это был не единственный вид декора; мануфактура выпускала самые разнообразные изделия, сначала в стиле рококо, позднее в духе классицизма. 
К сожалению, этих вещей известно очень немного, большое же число сосудов с фигурным рельефным декором на самом деле фальсификаты.

Марки.

Капо ди Монте: бурбонская лилия, врезанная или синяя подглазурная (она же в Буон Ретиро вместе с двойной "С"). Позднее - "N", большей частью под короной синей подглазурной, в редких случаях красной. - Портичи: "R.F." или "F.R.F.". На пластике из Капо ди Монте марки нет.

Кроме упомянутых мануфактур, в Италии производили фарфор заводы в Нове (1761 или 1762-1855) и в Виново (1776-1820). 

Джинори-Доччиа

Мануфактура была устроена в 1735 году маркизом Карло Джинори в его имении Доччиа. В 1737 году Джинори ангажировал в Вене химика И. Карла Венделина Анрейтера (Карл Вандгелейн), с которым из Вены прибыли и другие сотрудники. 
Семья Джинори оставалась в пайщиках и тогда, когда руководство перешло к миланской фирме Рикард. Фарфор выделывался твердый по мейсенскому и венскому образцу, однако из местного сырья.

В начале XIX века семья Джинори закупила многие формы из Капо ди Монте с правом ставить на их репродукциях собственную марку. 
Доччианские изделия проходят несколько периодов стиля, и во всех явственны источники заимствования: отдельные темы усвоены непосредственно от китайского фарфора, другие идут от различных фарфоровых мануфактур Европы. Все же эти заимствованные мотивы несколько индивидуализированы благодаря новым орнаментальным вариантам.

В начальном периоде 1735-1765 годов посуда рокайльных форм часто не расписана, в противном случае писали синей подглазурной краской, к которой скоро " присоединились различные надглазурные краски. С 1765 года появляются формы и декор классицизма, а с 1780 года - помпеянские и этрусские мотивы по образцу Капо ди Монте.

Марки.

Наиболее употребительна шестиконечная звезда, затем звезда с 8-ью и 12-ью лучиками, большей частью красная. Звезда из двух треугольников исполнялась золотом. На репродукциях изделий Капо ди Монте "N" с короной (смотри: Капо ди Монте). 

Венеция

Производство твердого фарфора вводит в Италии И.-Кр. Гунгер, прибыв на короткое время в Венецию из Вены в 1720 году. Он стал во главе мануфактуры, основанной богатыми ювелирами братьями Вецци. Со смертью Франческо Вецци в 1740 году производство прекратилось.

Спустя четырнадцать лет Джеминиано Коцци была основана новая мануфактура, которая с большим финансовым успехом производила мягкий фарфор. Она функционировала до 1812 года.

На мануфактуре Вецци из очень хорошего фарфора выполнялась посуда с пластическим или прессованым декором, сквозными узорами и с росписью. Писали подглазурным кобальтом или эмалевыми красками по глазури, в более позднее время популярен был также гематит. Мелкая пластинка создавалась здесь наравне с посудой. Тот же ассортимент находишь на мануфактуре Коцци, хотя тенденции рококо здесь уже уступают классицизму и его мотивы постепенно вытесняют "шинуазри".

Марки.

Фарфор Вецци - 1720-1725 - без марки, 1725-1740 - "V" или "VENEZIA" красные или синие. На фарфоре Коцци - якорь красный, синий или золотой. Возможно также употребление "С".

В начало раздела "Керамика">>>