Логотип



Забытый мастер агитфарфора

Визитной карточкой советского искусства 1920–1930-х годов стал революционный фарфор. Скульптор Василий Николаев (1906–1941) известен прежде всего как автор монументальных произведений из бронзы, мрамора, гипса. Работы художника в области фарфоровой скульптуры оставались до настоящего времени неизученными, хотя они представляют немалый интерес.

 

В.Н. Николаев. Конец 1920-х. Фото издательства «Санкт-Петербург Оркестр»

Василий Петрович Николаев родился в 1906 году в Симбирске (Ульяновске). В детстве посещал художественную школу, в 1922–1924 годах занимался в Уральском художественном техникуме в Свердловске. В 1924 году он приехал в Ленинград, поступил в Академию художеств, где учился на скульптурном отделении под руководством А.Т. Матвеева. После окончания института в 1930–1931 годах работал художником-скульптором на Дмитровском фарфоровом заводе, затем — заведующим Художественным отделом в Ульяновском музее.

Самыми известными его работами в области монументальной пластики являются скульптура «Жница» (Государственный Русский музей), группа «1905 год», посвященная русской революции 1905–1907 годов, статуя «Крестьянка». А скульптура «С.М. Киров» экспонировалась и получила премию в 1939 году в Ленинграде на выставке Ленинградского Союза советских художников.

Будучи студентом, Николаев, помимо работы над монументальными композициями, занимался мелкой пластикой: его интересовала фарфоровая скульптура. Учебную практику он проходил на новгородском фарфоровом заводе «Пролетарий», Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова в Ленинграде, Дмитровском фарфоровом заводе.

В «Жизнеописании», хранящемся в архиве Академии художеств, скульптор писал, что еще в 1928 году, учась на V курсе, создал скульптурную группу «Смычка города с деревней», которую в дальнейшем предполагал выполнить в фарфоре. Появление этого произведения в его творчестве не было случайным. Известно, что художник по комсомольской путевке принимал участие в культмассовой работе в деревне. Скульптурная группа изображает фигуры рабочего с молотом в руках и крестьянина со снопом колосьев.

Как и многие произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства 1920-х годов, в фарфоровой композиции «Смычка» (или «Смычка города с деревней») отразились исторические процессы в развитии советского государства. В связи с коллективизацией сельского хозяйства во второй половине 1920-х годов развивалась особая форма сотрудничества — союз рабочего класса и крестьянства. Рабочих с промышленных предприятий направляли в деревни для организации колхозов и оказания помощи по уборке урожая. Деятели культуры проводили в сельских районах культмассовую работу. В прессе конца 1920-х годов сообщалось: «Крупнейшие моменты советской жизни: Волховстрой, ликвидация безграмотности, индустриализация, электрификация, трактор — все это нашло отражение в фарфоре».

Стакан для карандашей с фигурой красноармейца. Автор — В.П. Николаев. Дмитровский фарфоровый завод. Начало 1930-х. Фарфор, глазурь. Фото издательства «Санкт-Петербург Оркестр»

На Государственном фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова в Ленинграде композиция «Смычка» впервые была выпущена в 1929 году. Очевидно, выпуск был приурочен к 12-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. Первое упоминание этого произведения в заводских реестрах относится к ноябрю 1929 года. Тираж был небольшой. Композиция входила в состав продукции, которая шла на экспорт, а также делалась для заводского выставочного фонда (ЦГИА СПБ, ф. 1181, оп. 13, 1929 г., д. 56). На всех известных в настоящее время расписных экземплярах статуэтки «Смычка» рядом с заводской тисненой маркой стоит красный экспортный штамп. В расценочных ведомостях группа числилась до середины 1930-х годов. Благодаря помощи научного сотрудника Государственного Эрмитажа Н.С. Петровой, в модельной мастерской Ломоносовского фарфорового завода удалось обнаружить модель этой группы с авторской подписью Николаева. В 1930 году композиция экспонировалась в Ленинграде на Первой общегородской выставке изобразительных искусств под названием «Смычка города с деревней». Из каталога выставки удалось установить, что автором росписи этой фарфоровой группы был И.И. Ризнич, впоследствии один из ведущих художников по фарфору Ломоносовского завода.

Из автобиографии Николаева стало известно, что на Дмитровском заводе в 1929–1931 годах по его моделям были изготовлены парные статуэтки — «Краснофлотец» и «Красноармеец». Фигура «Краснофлотец» изображает молодого моряка, стоящего у орудийного ствола с подзорной трубой в руках. В семейном архиве скульптора есть документы, в которых указано первоначальное название статуэтки: «Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу». Известны разные варианты этого произведения: бисквитная фигура с росписью сейчас находится в коллекции Государственного Русского музея, белая глазурованная статуэтка — в частном собрании. Обе имеют на внешней стороне основания тисненую авторскую монограмму «В. Н.» и дату: «30».

Парная к «Краснофлотцу» статуэтка «Красноармеец» из петербургского частного собрания, достаточно редко встречающаяся в музейных коллекциях и на антикварном рынке, изображает солдата, стоящего с винтовкой в одной руке и биноклем — в другой. Как и «Краснофлотец», «Красноармеец» помечен монограммой «В. Н.» и датой: «29».

В 1936 году в Государственный Русский музей с Дмитровского фарфорового завода поступила группа изделий, среди которых были спиралевидные стаканы для карандашей и ручек с фигурой красноармейца. В книге Л.В. Андреевой «Ceramica Sovietica. Fondo Sandretti del’900 russo» (2005. С. 89) опубликовано аналогичное произведение. Авторство В.П. Николаева указано со знаком вопроса. В семейном архиве скульптора имеется перечень работ художника, задуманных им для выпуска в 1930-х годах на Ленинградском и Дмитровском фарфоровых заводах. В списке произведений числится стакан для ручек и карандашей «Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу». В связи с этим можно предположить, что авторство стакана с фигурой красноармейца также принадлежит В.П. Николаеву.

Фигура «На страже СССР». Автор В.П. Николаев. Дмитровский фарфоровый завод. 1929. Бисквит, роспись. Частное собрание

В творческих планах художника было изготовление на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова в середине – второй половине 1930-х годов письменных приборов. Один из них посвящался революционной тематике и назывался «Октябрьские дни в Ленинграде». Он должен был состоять из 7 предметов: чернильницы «Ленин на грузовике у Финляндского вокзала»; настольной лампы «Страж у Смольного у колонны»; подставки для ручек и карандашей «Моряк с “Авроры” у снаряда по Зимнему дворцу»; двух книгодержателей «Строители баррикад» и пепельницы «Танк “Врангель” и буржуи едут в свои владения». Источником вдохновения для другого письменного прибора стала есенинская поэзия. Предполагалось, что в него войдут чернильница с фигурой С. Есенина, настольная лампа со скульптурной композицией «Мне приснилась девушка в белом, для которой был пес почтальон», подставка для книг «Живых коней обогнала стальная конница», пресс-папье «Раненая лисица», электрический ночник, пепельница «Корова», а также стакан для ручек и карандашей.

Современники и коллеги отзывались о В.П. Николаеве как о талантливом скульпторе с большим творческим потенциалом. Созданные им в конце 1920-х – начале 1930?х годов произведения, а также сохранившиеся проекты всецело подтверждают это.

В начало раздела "Керамика">>>